Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»

Марина Хачатрян
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема. Звук [и] и буква И.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление понятия «гласный звук», представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой И.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [И] и буква „И“» размещена в разделах

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.

Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [и]. Предметные картинки, в названии которых звук [и] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буквы А, У, О, И. Картинка и изображением предметов и соответствующих им букв. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву И. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка», «Играйка-читайка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н. В. Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.

Предварительная работа. Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук»; произносят звук [о] в разных голосовых регистрах (шепотом и громко, длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы. Подбирают слова, начинающиеся со звука [о].

Ход занятия.

1. Организационный момент. Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.

Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков.

Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.

Дети. Мы говорили о звуках и буквах. Познакомились со звуком [о] и узнали букву О.

Логопед. Звук [о] какой?

Дети. Гласный, его можно петь.

Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?

Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!

Логопед. Сегодня Госпожа Азбука принесла нам новые интересные задания и познакомит нас с новым звуком и буквой.

2. Объявление темы.

Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [и] : иглы, индюк, ирис). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?

Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [и].

Логопед. К нам в гости пришел звук [и]. Давайте расскажем, что мы знаем о нем?

3. Характеристика звука. Характеристика звука [и], обозначение его фишкой красного цвета.

Логопед. Давайте споем звук [и].

Дети выполняют упражнение «Лесенка».

Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?

Дети. Гласные.

Логопед. Молодцы! Звук [и] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).

4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. Проговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.

Ира с Игорем играли,

Все игрушки разбросали.

Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.

Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [и]?

Дети. Ира, Игорь, играли, игрушки.

Логопед. Молодцы!

5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.

Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [и].

Дети играют в игру «Поймай звук».

Логопед. Молодцы, научились слышать звук [и]. А теперь давайте найдем на картинке предметы, начинающиеся на звук [и]

Дети. Ирис, игры, ива.

Логопед. А какое имя можно дать девочке, чтобы оно начиналось на звук [и]?

Дети. Ира, Инна.

Логопед. Молодцы! А как показать звук [и] в слове?

Дети. У нас есть схемы слова и фишки.

Логопед. Правильно! Гласный звук [и] мы будем обозначать красным цветом.

Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [и] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [и] – в начале или середине слова. Слова: ива, тина.

Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.

Логопед. Молодцы, ребята!

6. Знакомство с буквой. Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии», изображение буквы И в схеме тела («Алфавит телодвижений», выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики. Соотнесение картинок и соответствующих им букв.

Логопед. Ребята, звук [и] «живет» в букве И (показ маленькой и большой буквы). Буква И будет тоже «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что в букве И прячется звук [и], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед. Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква И.

Дети. Буква И состоит из трех элементов.

Логопед. Два столбика стоят рядком.

Между ними – поясок, натянутый наискосок.

Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы И, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.

Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву И.

Дети «пишут» в воздухе букву И.

Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву И на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

Дети «пишут» букву на спинах друг друга.

Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву И с помощью рук и ног. («Алфавит телодвижений»).

Дети показывают букву И.

Логопед. Ребята, а давайте выложим букву И из палочек.

Дети выкладывают.

Логопед. Молодцы! А теперь давайте в тетрадях по точкам обведем новую букву. А остальные задания вы выполните дома.

Дети работают в тетради.

Логопед. Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как пишется буква И. А сколько букв мы уже с вами знаем.

Дети. Четыре буквы : А, У, О, И.

Логопед. Ребята, Азбука приготовила для нас еще одно задание. Посмотрите на картинку (на картинке изображены - ослик, арбуз, удочка, окунь, индюк и четыре буквы). Давайте назовем картинки, выделим первый звук в названии и подберем нужную букву.

Дети проговаривают, соотносят букву (устно, а логопед – на доске.

Логопед. Молодцы, справились с заданием! Ребята, наш веселый поезд привез новые буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

Дети читают: Иа, иу, ио.

Логопед. Правильно! А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось?

Дети. Аи, уи, ои.

Логопед. Молодцы! Будем с нетерпеньем ждать веселый поезд с новыми буквами!

7. Подведение итогов. Оценка.

Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.

Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.

Прикреплённые файлы:

zvuki-bukvy-0_76nfi.pptx | 805,29 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»
Опубликовано: 16 мая 2020 в 17:28
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Хачатрян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД