Людмила Богданова
НОД по познавательному развитию и экологии в подготовительной группе «Животный мир Арктики»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» г. Осташков Тверской области.
НОД: «Познавательное развитие. Экология»
Тема: «Животный мир Арктики»
Воспитатель высшей категории:
МБДОУ детский сад №3 «Светлячок»
Богданова Людмила Александровна.
Публикация «НОД по познавательному развитию и экологии в подготовительной группе „Животный мир Арктики“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
г. Осташков
Образовательные области:
Познание ( формирование целостной картины мира: ознакомление с природой, экология)
Интеграция: коммуникация, художественное творчество, здоровье, социализация
Цель: создать условия для формирования элементарных представлений о животном мире арктической зоны.
Задачи:
Развивающие : Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира; познакомить детей с особенностями природных условий Арктики, ее обитателями, перечислить их приспособленческие особенности к природной среде
Учебные: учить аргументированным ответам на вопросы воспитателя, активизировать и обогатить словарный запас детей; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания
Воспитательные: прививать любовь к животным, воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Оборудование: емкость с водой; масло; полотенце; разрезные картинки (пазлы) ; глобус; изображение животных (белого медведя, моржа, тюленя); макет льдины.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Но прежде, чем мы отправимся в него, посмотрите на наш глобус. Наша Земля – очень большой шар, изображают ее в виде глобуса. На нем есть все, что есть на Земле, только очень маленькое. Скажите, какого цвета на глобусе больше всего? (Синего).
- Как вы думаете, что изображают этим цветом? (Море или океан). Чем темнее цвет, тем глубже море или океан.
- Какие цвета вы еще видите? Зеленый – это равнины. Что такое равнины? Коричневым цветом обозначают горы, чем темнее цвет, тем горы выше.
- Что обозначают белым? Белым – снег, вечная мерзлота, там даже летом снег не тает. Вот сегодня мы с вами и отправляемся на крайнюю точку Земли. Дорога наша дальняя, придется лететь самолетом, так как другим транспортом не доберемся. Ну, что - вы готовы, тогда садитесь в наш виртуальный самолет. (Дети садятся на стульчики).
«Полетели самолеты,
А ребята в них пилоты.
- У-у-у.
Вот так быстро я лечу».
- Ну, вот мы и на месте. Что же это? А это - Северный полюс, покрытый льдом. В этих местах холодно, снег лежит круглый год, моря покрыты толстым льдом. Люди на Северном полюсе постоянно не живут. Они там проводят научно-исследовательскую работу, изучая жизнь животных. Северный полюс - это ледяная пустыня. Северная область Земли – это Арктика. В Арктике часто бушует пурга, и дуют очень холодные ветры, а мороз в Арктике достигает 60 градусов. Очень часто снежные покровы освещаются, это – Полярное сияние.
- Летом в Арктике - Полярный день. Несколько месяцев длится день, но температура всего 0 градусов. Это лето пролетает очень быстро. Зимой в Арктике – полярная ночь. Несколько месяцев длится ночь, и стоит жуткий мороз в 60 градусов. Несмотря на такой мороз, в Арктике есть жизнь. Там есть различные животные, птицы, рыбы.
Воспитатель (к детям). Кого же здесь мы можем увидеть из зверей?
Дети. Белого медведя, моржа, тюленя.
Воспитатель. Но что-то никого не видно. Зато на льдине лежат какие-то конверты с пазлами.
Задание: нужно собрать картинки животных (белый медведь, морж, тюлень). Дети разбиваются на группы, разбирают пазлы, складывают фигуры животных и смотрят, что у кого получилось.
Воспитатель: Белые медведи – отличные пловцы, легко ныряют. хорошо плавают, их можно увидеть далеко от берега. Чем же питаются белые медведи? (Рыбой, тюленями, моржами). Можно сказать, что белые медведи – хищники. Они строят себе берлогу из снега: мать-медведица очень заботливая мать, кормит детенышей молоком и согревает теплом.
Игра «Медведь на льдине»
Правила игры: один игрок - белый медведь, остальные – рыбы. Белый медведь стоит в кругу на льдине, рыбы под музыку бегают. Когда музыка останавливается, медведь возвращается на льдину, а тех рыб, которых он поймал, забирает с собой. Выигрывает тот, который остался не пойманным.
Животные : белый медведь, тюлень, морж, гренландский кит. Птицы: кайра, гагарка, чайка. Растения: мхи. Лишайники. Полярный мак и водяные водоросли. Рыбы: сайка. В Арктике также есть рачки.
Цепь питания, которая сложилась в Арктике : рачки – рыбы – птицы - тюлени-белые медведи.
Воспитатель. Кроме белого медведя на Северном полюсе можно встретить тюленей, моржей. У них толстый подкожный слой жира, они хорошо плавают, питаются рыбой, которой много в тех местах. А кто еще любит рыбу? (Птицы). Они на лето слетаются в эти места. Почему? (Здесь они находят пищу - мелкую рыбешку. рачки). В тех местах, где много рыбы, много и птиц. Пока мы наблюдали за птицами, медведь вылез за льдину и встряхнулся.
- Предлагаю вам вопрос: почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылез из воды на такой сильный мороз?
- Чтобы понять ответ, предлагаю проделать опыт: в емкость с водой опустите в воду руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она мокрая, то есть – покрыта тоненьким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и смажьте их жиром. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собирается капельками. И если руку встряхнуть эти капли слетят с руки.
На руке воды не будет, поэтому в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот и шуба белого медведя вся покрыта слоем жира, который не позволяет животному оледенеть.
- У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
- А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы).
- Ну. А теперь мы прощаемся с жителями Северного полюса. Есть ли среди этих животных травоядные? (Нет, так как в ледяной пустыне ничего не растет).
Физкультминутка
Топай, мишка, Хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
-Вот мы оказались около карты, прикрепите (белого медведя, моржа. тюленя) в места их обитания. Все эти животные приспособились к холодам Арктики. У всех них есть толстый слой жира, густой мех и широкие лапы. Животный мир Арктики привлекал людей еще в давние времена. Человек изучал природу Арктики. Узнавал и узнает погоду. А еще в природу Арктики влюбились рыбаки и охотники. Раньше все люди думали, что всю рыбу невозможно выловить, а всех животных невозможно убить, но теперь стало ясно. Что это не так. Человек натворил непоправимое: многие виды рыб и животных исчезли. Чтобы эти виды рыб и животных совсем не исчезли, надо прекратить охоту на редких животных и птиц, которую занесены в Красную книгу.
Подведение итогов:
- Где вы были? Что нового узнали? После занятия мы с вами нарисуем рисунки по этой теме, а сейчас занятие закончено.
Пальчиковая гимнастика (загибаем пальчики на обеих руках)
Ветер, снег и лед -
Не мечтай о тепле,
Кто же там живет,
На холодной земле?
Морж, песец и тюлень
Любят ветреный край
Белый мишка, олень -
Для них Север — как рай. (С. А. Васильева)
Литература:
Бондаренко Т. П. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – С. 365 – 368.
Ефанова З. А., Симонова О. В., Фролова О. А. Комплексные занятия по программе «Детство». Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2016. – 106 с.
Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. :ВАКО, 2008. – 77с.