Гасанова Марьянна Шарамазановна
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5–6 лет «Животный мир полярных районов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Животный мир полярных районов»
Образовательная область: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, экспериментальная деятельность.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5–6 лет „Животный мир полярных районов“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цели: закрепление представления о животных полярного круга, воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.
Задачи: Обучать умению классифицировать полярных животных по внешнему виду, образу жизни и повадкам, расширять кругозор детей,
Развивать зрительное и слуховое внимание.
Расширять словарный запас детей.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Материалы и оборудование: глобус, видеоролики, картинки с изображением животных Арктики; изображение следов животных для д / и «Чьи следы?»., Закрепление новых слов Антарктида, Арктика, экспедиция, материал для экспериментальной деятельности
1. Содержание образовательной деятельности детей.
Там, говорят, бывают
Такие чудеса:
Там северным сиянием
Сверкают небеса.
Там на зиму сменяет ночь
Полярный долгий день.
Там плавает усатый морж
И бархатный тюлень.
Там сквозь арктические льды,
Метели, холода
Проводят ледоколы
Промёрзшие суда.
Там по просторам тундры
Стада свои ведёт
Широкоскулый мудрый
Старик оленевод.
Живёт он в тёплом чуме -
Такой у ненцев дом -
И он, конечно, с Умкой
Из мультика знаком.
Я с Умкой подружиться
Хочу уже давно.
И в Арктику однажды
Уеду всё равно!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое Арктика? (дети)
Просмотрев небольшой видеоролик вы узнаете, что это такое. (просмотр видео)
Воспитатель: Так, что же такое Арктика? (дети)
А есть еще и Антарктида.
А вот как расположены Арктика и Антарктика на глобусе, (демонстрация) это совершенно разные две полярные области : покрытые снегом и льдом, Антарктида на крайнем юге- это самое холодное место планеты закованный в лед материк. Здесь можно встретить пингвинов, тюленей и китов, крупных наземных животных там нет, растительности нет. Арктика – на севере. Полгода ночь, а другие полгода день. При наступлении полярного дня лучи солнца очень слабы они почти не греют, отражаясь от снега. На Северном полюсе обитают белые медведи, северные олени, песцы, моржи, есть много разновидности растений.
А хотите отправиться в путешествие? (дети)
Но наше путешествие будет сегодня в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана,только мы с вами отправимся не в путешествие, а в экспедицию, Экспедиция -это путешествие с целью, получения новых сведений и знаний. И так, в путь мы с вами отправимся на льдине. (Под музыку)
Вот мы с вами на месте
2. Знакомство с животным миром полярных районов.
Демонстрация картинок с изображением районов Арктики весной, летом, осенью.
Воспитатель: Как мы уже знаем, Арктика находится на Северном полюсе.
Климат этой полярной области очень разнообразен. В Арктике очень суровый климат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длинная и морозная (до -60°, дуют ураганные ветры, по несколько недель подряд бушует пурга. С середины октября солнца уже не видно – начинается долгая полярная ночь (длится до 6 месяцев).
Весна в Арктике местными жителями ожидается с нетерпением, но она кратковременная. В это время тепло еще не наступает, но земля больше освещается солнцем. В середине мая температура выше 0 градусов. Иногда идут дожди. Во время таяния начинается движение льдов.
Лето в Арктике короткое, длится всего несколько недель. За это время цветут северные ягоды, цветы, растут грибы. И даже летом в некоторых местах происходят заморозки.
В конце августа наступает осень, длится тоже не долго, потому что в конце сентября уже снова наступает зима. Опять наступает полярная ночь, становится холодно и темно. Но и к этим условиям приспособились обитатели севера. Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведица». Это потому, что околополярное созвездие Большой Медведицы, находится всегда на севере. Как вы думаете, подходит это название для этого края? (дети)
- Правильно. Арктика – это владение белого полярного медведя.
3. Физминутка «Северный полюс»
Смотрите, смотрите
(дети делают руку козырьком, смотрят то вправо, то влево)
Снега и снега
(изображают высокий сугроб).
Четвертые сутки бушует пурга
(дети делают спиральные движения то одной, то другой рукой).
Она сорвала свой простуженный голос
(держат рукой горло, качают головой)
Пока добирались на Северный полюс
(движения руками, как на самолете, потом на лыжах).
Логопед: как же тут холодно! Давайте подвигаемся, чтобы согреться!
А теперь мы с вами познакомимся с животным миром Арктики (видео)
4. Загадки о животных.
Здесь Ледовитый океан.
Плывёт на льдине капитан.
Он в белой шубе, он лохмат
Как брат лесной, он косолап. (белый медведь)
Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (олень).
Белая лисичка
Рыженькой сестричка
Север дом её, жилец
Дома этого (песец).
Этих животных спасает от стужи
Длинная шерсть и густая к тому же,
Кто в круговой обороне привык
В Арктике биться с врагом? (овцебык)
Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это (тюлень)
Ночью видит будто днём.
Станет «ухать» не уснё м:
Не к добру – идёт молва.
Птицу как зовут?.
(Сова)
5. Пальчиковая гимнастика
Кто на севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит.
Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан
Покоряет океан.
Гордый северный олень
Грузы возит целый день. Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.
«Замок» - меняя положение пальцев
Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки».
Пальчики – «шагают»
Ладони «лодочкой» двигаются вперед.
Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.
Растирание ладоней движениями вверх, вниз
6. Воспитатель: Ребята, в этом интересном краю есть и свои чудеса: когда наступает ночь, сильный мороз, тёмное небо вдруг озаряется разноцветным ярким светом, словно где-то в небе разожгли много цветных огоньков. Такое красивое и волшебное явление больше нигде не увидите.
Распахнуло небо звезды,
Сообщая всем заранее:
Будет холодно, морозно —
И зажгло на нём сияние.
Все цвета видны прекрасно:
Ярко-синий, дальше — красный,
Вдруг — мгновенный переход,
Цвет дворцовых позолот.
Дирижёр на небе — ветер,
Переливов ритм заметен.
Посмотри — зигзаг огромный
Со сверканьем бесподобным.
— Что всё это означает,
Кто из вас об этом знает?
— Это знак небес, подсказка,
Наша Северная сказка.
7. Игры:
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Игра «Кто лишний»
Воспитатель: А теперь внимательно рассмотрите картинки и назовите лишнее животное.
Воспитатель: Ребята, вы уже обратили внимание, что почти все животные Арктики имеют белый цвет, как вы думаете, почему?
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь нам пора возвращаться.
Размещаемся на нашей льдине и в путь.
Наша экспедиция в Арктику завершилась, вам понравилось? (дети)
Воспитатель: О чем вы сегодня узнали, что вы можете рассказать об Арктике (дети)
Воспитатель: А в заключении, хотите мы с вами попробуем сделать свое небольшое северное сияние?
8. Эксперементирование.