Вера Ковыршина
Непосредственно организованная образовательная деятельность во средней группе «Воздух-какой он»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно организованная образовательная
деятельность по познавательному развитию во
Тема «Воздух – какой он?»
Интеграция образовательных областей :
познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Воспитатель: Ковыршина В. А.
г. Электроугли
2017г.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Публикация «Непосредственно организованная образовательная деятельность во средней группе „Воздух-какой он“» размещена в разделах
Задачи: познакомить с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения; расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека; активизировать и расширять словарный запас детей; развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе и ветре, подвижная игра «Пузырь», чтение книги Н. Носова «Незнайка и его друзья».
Оборудование: использование ИКТ (презентация «Свойства воздуха»)
Материалы: полиэтиленовые пакеты, фонарик, стаканчики с водой, трубочки, фрукты и овощи (апельсин или мандарин, чеснок, груша, духовые музыкальные инструменты (губная гармошка, труба.
Ход занятия:
Воспитатель
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними (Приветствуют гостей).
Сегодня я пришла в детский сад и увидела письмо. Его написал Знайка из Цветочного города, помните, мы читали книгу про коротышек из Цветочного города?
Дети
Да
Воспитатель
Знайка написал мне, что к нам в гости идет Незнайка, который хочет, чтобы мы помогли ему разобраться в одном вопросе.
Стук в дверь. Заходит Незнайка.
Здравствуйте, ребята. Это детский сад «Ладушки»?
Дети
Да
Незнайка
Давайте знакомиться: я – Незнайка. Я пришел просить у вас помощи. Дело в том, что Знайка загадал мне загадку, а я не знаю, про что она. Поможете мне отгадать ее?
Дети
Да
Незнайка
Слушайте: Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
Что это?
Дети
Воздух.
Незнайка
Воздух? А что это? Расскажите мне о нем.
Воспитатель
Ребята, расскажем Незнайке о воздухе?
Дети
Да
Воспитатель
А для этого мы с Вами превратимся в исследователей и отправимся в лабораторию. Покрутились-покрутились, в исследователей превратились.
Скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас?
Дети
Нет
Воспитатель
Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети
Прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель
Чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию (дети подходят к столу 1).
Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Давайте попробуем поймать его в ладошки (Дети ловят). Получилось?
Дети
Нет.
Воспитатель
Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети
Да
Воспитатель
Возьмем полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети
Он пуст
Воспитатель
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Давайте теперь поймаем воздух в пакет (Ловим). Теперь мы закручиваем пакет. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. А если мы развяжем его, то что произойдет?
Дети
Если развяжем пакет, то выпустим воздух, и пакет станет снова тоненьким.
Воспитатель
То есть чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.
Какого цвета воздух в пакете? (ответы детей). На столе у меня фонарик. Сейчас я просвечу пакет. Что мы увидели?
Дети
Свет фонарика проходит через пакет.
Воспитатель
Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета. Вот вам первое свойство воздуха : он – бесцветный, прозрачный.
Но воздух можно увидеть, несмотря на то, что он прозрачный. Хотите увидеть воздух? (ответы детей).
Дети проходят к столу 2.
Возьмите трубочки и стаканчики с водой, опустите трубочку в стаканчик и подуйте в нее. Что вы видете?
Дети
Пузыри.
Воспитатель
Пузыри получаются из воздуха. Из чего пузыри?
Дети
Из воздуха
Воспитатель
А какие еще пузыри мы надуваем с помощью воздуха?
Дети
Мыльные пузыри.
Воспитатель
А давайте сейчас поиграем в игру, которая называется «Пузырь».
Проводится игра
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «Лопнул пузырь!» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «Ш-ш-ш» (воздух выходит).
Дети проходят на места
Воспитатель
Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (ответы детей).
Сейчас мы это проверим.
Воспитатель выбирает 4-х детей и завязывает им глаза.
Ребята, когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать апельсин (мандарин, чеснок, грушу. Один ребенок вдыхает просто воздух.
Ребята, все почувствовали запахи, кроме. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Правильно, ___ ничего не почувствовал, потому что я не дала ему ничего почувствовать, я не дала ему ничего понюхать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод? (ответы детей)
Совершенно верно, воздух не имеет запаха. Это еще одно его свойство.
Ребята, а вы знали, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах, очень часто его слышат. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель
Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит и получаются звуки. Звуки распространяются по воздуху.
Дети подходят к столу 3
Давайте с вами сами попробуем услышать воздух : возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы услышали?
Дети
Звук
Воспитатель
Почему возник звук?
Дети
Воздух дрожит, получается звук, и мы можем его слышать.
Воспитатель
То есть звуки получаются, когда дрожит воздух. И таким образом воздух можно услышать.
Давайте с вами превратимся из исследователей в ребят: «Покружились-покружились и в ребят превратились»
Ребята, мы сегодня с вами, и с Незнайкой познакомились с различными свойствами воздуха. Давайте вспомним их.
1) Воздух прозрачный и бесцветный (слайд 1)
2) Воздух не имеет запаха (слайд 2)
3) Воздух можно услышать (слайд 3)
Незнайка
Спасибо, ребята, теперь и я знаю, что такое воздух и какие у него свойства. Пойду расскажу про это своим друзьям – коротышкам из Цветочного города. До свидания!
Воспитатель
До свидания, Незнайка. Приходи к нам еще, мы с тобой познакомимся с другими свойствами воздуха.
Ребята, я тоже хочу вас поблагодарить за помощь в проведении опытов. Вы все были активны и любознательны. Молодцы!