Елена Камаристова
Организованная образовательная деятельность детей в средней группе «Вода в природе и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Вода в природе и ее свойства
Приоритетная область: «Познавательное развитие»
Задачи приоритетной области:
Дать детям представление о круговороте воды в природе.
Познакомить детей с основными свойствами воды.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
Развивать познавательный интерес.
Задачи ОО в интеграции:
Публикация «Организованная образовательная деятельность детей в средней группе „Вода в природе и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать позитивные эмоции, желание активно включаться в деятельность.
Продолжать развивать положительное отношение к общению со взрослыми и детьми.
Речевое развитие:
Вызвать у детей интерес к разным видам диалогической речи, развивать умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их;
Словарная работа: активизация слов "груговорот", "природа", "прозрачная", "глобус".
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность детей.
Художественно-эстетическое развитие:
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Материалы и оборудование для педагога: аудиозапись с музыкой-фоном для рисования и динамической паузы, ноутбук для показа презентации «Вода в природе» и «Загадки об осадках»; глобус; стакан с чистой водой; лимон; стакан с молоком; модель «Круговорота воды в природе»; маска -тучка.
Материалы и оборудование для детей : краски, водные раскраски, кисти, «стаканы-неразливайки» с водой, короны -капельки, предметные картинки (для опыта, стаканы с чистой водой и соком (на каждого ребёнка).
Предварительная работа:
• Рассматривание, чтение «Большой детской энциклопедии дошкольника»;
• Беседа с детьми о воде;
• Рассматривание иллюстраций с водой;
• Разучивание стихов о воде;
• Разучивание игры «Мы – капельки»
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за неживой природой (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку:
«Она и в озере, она и в лужице.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, шумит.
-Что это?
Воспитатель: Правильно! Вода - самое удивительное и полное тайн вещество. Послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
(Рыжова Н. А.)
Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.
- Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»
Мы встречаемся с водой каждый день. Ребята, а где мы ее можем увидеть в природе?
Дети: реки, озера, моря, океаны и т. д.
Воспитатель показывает презентацию «Вода в природе»
Воспитатель: Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами увидим нашу планету, но в уменьшенном размере. А что нам поможет это сделать, вы узнаете из загадки:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно! Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
Дети: Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны и т. д.
Воспитатель: Правильно! Глобус показывает форму нашей планеты Земля. Синий цвет на глобусе – это вода : моря, океаны, реки, озёра (показать на глобусе). Посмотрите, как много места на нашей планете занимает вода.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воде? Какая она? (ответы детей) Давайте превратимся в маленьких исследователей и на опыте познакомимся с некоторыми свойствами воды. Потому что такой привычный объект как вода таит в себе много неизвестного.
ОПЫТ 1. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден Теперь попробуйте сами проделать опыт. У вас на столах стоят стаканы с прозрачной водой. Возьмите картинку и поставьте ее за стаканом с водой. Вам видно картинку? Теперь намочите кисточку и окуните ее в краску. Добавляем краску понемногу в стакан с водой. Что у вас получается?. Прозрачная вода становиться непрозрачной и окрашивается в цвет краски. Посмотрите через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод: : растворяя в воде различные вещества вода становиться непрозрачной. Чистая вода прозрачная.
ОПЫТ 2. Вода не имеет собственного запаха?
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде капли лимона. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. (ответы детей)
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды запах. Чистая же вода запаха не имеет.
ОПЫТ 3. У водопроводной воды нет вкуса.
Перед детьми 2 стакана – вода и сок.
Предложить попробовать воду. Спросить: «Какая вода на вкус?»
Затем предложить попробовать сок и спросить о его вкусе. Снова для сравнения попрбовать воду. Дети должны убедиться, что у водопроводной воды нет вкуса.
Вывод: у водопроводной воды нет вкуса.
Физкультминутка «Тучка и капельки»
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран и отгадать загадки. (Показ презентации «Загадки об осадках»;
Воспитатель: Получается, что вода бывает очень разной. Значит вода ещё и волшебница. Во что она умеет превращаться? (Ответы детей). Правильно.
Вода в природе бывает в трех состояниях: в твердом - в виде снега и льда, в жидком, и в газообразном - в виде пара. Обратите внимание, что все три состояния постоянно на каждом шагу встречаются в природе. А вы можете привести примеры? (ответы детей)
Воспитатель: Вода у нас не только волшебница, но еще и путешественница. (воспитатель показывает модель «Круговорота воды в природе»)
Воспитатель: Вода состоит из капелек. Жаркие солнечные лучи согрели капельки и они превратились в пар. Стали лёгкими и вместе с ветром умчались в небо- получилось облако. Ветер погнал облако по небу, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Чем больше воды в туче, тем она тяжелее, тем она ниже. Туча стала тяжёлой, не выдержала и рассыпалась на капельки, и понеслись они вниз, на землю.
Воспитатель: Сейчас мы снова поиграем. Я снова превращусь в Маму-тучку, а вы в капельки.
Подвижная игра «Мы - капельки»
Дети получают бумажные короны - капельки. Воспитатель надевает такую же бумажную корону с рисунком тучи. Она – тучка-мама, а дети – её детки-капельки. Ребята окружают маму-тучку, прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). По команде воспитателя ручейки соединяются вместе (двойные ряды, образуя реку. Река впадает в океан – дети делают широкий круг. Мама-тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замыкается. (Движения выполняются под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Вы уже рисовали акварелью — водяной краской, рисовали в технике «по - мокрому». А сегодня вы будете рисовать вообще без краски — обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными. Включается аудиозапись.
Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня убедились, что вода волшебница и таит в себе много неизвестного. Мы узнали, что она может путешествовать может превращаться в разные осадки и еще у неё много разных свойств.
Ребенок читает стихотворение «Что такое вода?»
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.