Валентина Деревянченко
Конспект интегрированного занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства соли»
▼ Скачать
Конспект интегрированного занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.
Тема: «Волшебные свойства соли».
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Публикация «Конспект интегрированного занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебные свойства соли“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Систематизировать представление детей о соли и её свойствах Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Ход занятия:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель. Ребята, посмотрите, я приготовила для вас волшебную коробочку.
А что находится в коробочке вы узнаете если, отгадаете загадку.
Этот белый минерал, Он на кухне генерал. Без него супы и каша, Не понравятся нам даже
Дети. (Соль)
Но в коробочке находятся несколько мешочков, как нам узнать в каком мешочке соль?
Предположительные ответы детей:
Воспитатель. Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная
соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это
обычная приправа к нашей еде. Но, это не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько
велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что
угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в
дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на
столе было признаком достатка и благополучия. «Хлеб-соль» - так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы.
Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал
соль - к cсоре, к неудаче. Потому что, в древние времена соль считалась
драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши
дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек
может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная ложка. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, даже стекла. Животным, тоже нужна соль. Растения тоже живые существа, им тоже нужна соль. Хотите узнать больше о соли? Приглашаю вас в научную лабораторию. А кто работает в лабораториях? (ученые).
Вот и мы сегодня будем учеными, и будем проводить эксперименты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы, наверное, уже догадались. Правильно это соль.
Но прежде, как нам идти в лабораторию, сделаем физкультминутку
Засолка капусты
Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).
Мы капусту солим, солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту трем, трем (потирание кулачек о кулачек).
Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).
При проведении опытов необходимо помнить правила (воспитатель показывает схемы - карточки)
Слушай внимательно.
Не трогать руками глаза.
Соблюдать тишину.
Не толкать соседа во время работы.
Сначала посмотри, а потом повтори.
Выполнил и положи на место.
Надевайте шапочки - косыночки и фартуки.
Итак, внимание!
Опыт 1. Имеет ли соль запах?
Перед вами стоят стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её.
Ответ детей.
Вывод: «Соль не имеет запаха».
Опыт 2. Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?
Сейчас нам надо соль переместить на тарелочку. Мы будем на нее насыпать или наливать?
Ответ детей.
Определили, что соль сыпучая. Давайте попробуем соль на тарелке придавив ложкой, что мы слышим?
Ответ детей.
Когда мы надавливаем ложечкой, соль твердая и кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст.
Вывод: «Соль сыпучая и твердая, состоящая из кристаллов».
Опыт 3. «Соль поглощает воду»
Добавьте чуть-чуть воды в тарелочку с солью. Что произошло? Куда делась вода?
Ответ детей.
Вывод: «Соль может поглотить небольшое количество воды».
Опыт 4. «Соль растворяется в воде».
А теперь возьмите ложку соли и добавьте в стакан с водой, размешайте,
Что произошло с солью?
Ответ детей.
Можно сделать вывод?
Вывод: «Соль растворяется в воде»
Опыт 5. «Вода на вкус»
Как вы думаете какой стал вкус у воды?
Ответ детей.
Возьмем ложечки и немножко попробуем.
Какая на вкус вода?
Ответы детей
Вывод: «Вода стала соленной».
Ребята, а скажите мне, где применяют соль?
Ответы детей. (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине: полоскать нос и горло солевым раствором, чтобы не болеть. Тёплый солевой компресс, если болит горло или ухо).
Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.
Опыт 6.
Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит с солью?
Ответ детей.
Вывод: «Соль растапливать лед».
Ну а мы с вами, пока отставим наши опыты в сторонку и отдохнем.
Встаньте в круг смотрите и повторяйте за мной.
Физминутка:
Очень опыты мы любим! Шеей вправо, влево крутим.
Соль полезна для еды - Если правда топай ты!
Соль промывает рот - Делай вправо поворот!
Также нос и снова рот - Делай влево поворот!
Медицина здесь уместна. Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильным и здоровым стать. А затем весь мир обнять.
А сейчас я предлагаю переместиться нам в творческую мастерскую и использовать там соль.
Скажите, может ли соль быть цветной
Ответ детей.
Чем можно окрасить соль?
Ответ детей. (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
Я вам покажу, как я красила соль цветными мелками. Натрем мел через тёрку, затем насыпаем в стакан с солью и хорошо смешиваем. Получилась соль голубого цвета. Таким способом я окрасила соль разными цветами. Сегодня мы с вами будем декорировать баночки цветной солью.
А делается это так: у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать аккуратно, баночку не встряхивать, на полнить до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились. Вы можете подарить своим родным.
Рефлексия:
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребятки: что такое соль?
Ответы детей: Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека.
- О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории? (Соль белого цвета, состоит из кристалликов, твердая, сыпучая и растворимая в воде)
- Чем мы занимались в творческой мастерской? (Засыпали цветной солью баночки)
- Мы с вами сегодня много узнали о том, соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая, может впитывать в себя небольшое количество воды.