Ирина Агаркова
Тема урока. Закон сохранения массы веществ 8 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока. Закон сохранения массы веществ
• Цель урока : формировать знания о законе сохранения массы веществ как одном из основных законов, его значении для развития химии как науки, дать понятие химических уравнений, применения закона сохранения массы для решения задач Воспитывать чувство гордости за отечественного ученого М. В. Ломоносова.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать суть закона сохранения массы веществ, уметь его объяснять с точки зрения атомно-молекулярного учения.
Темочки:
Метапредметные. Развивать критическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, делать выводы, планировать и регулировать свою учебную деятельность.
Личностные. Формировать ответственное отношение к учебной деятельности, познавательную и информационную культуру, умение сотрудничать с учителем, одноклассниками.
Оборудование: портрет М. В. Ломоносова, карточки-задания, мультимидийный проектор.
Ход УРОКА
1. Организационный этап. Создание позитивной рабочей атмосферы.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение цели урока, ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности.
3. Актуализация опорных знаний
1. Чем отличаются физические явления от химических?
2. Какие области применения физических явлений вы знаете?
3. По каким признакам можно судить о том, что прошла химическая реакция?
4. Что такое экзо- и эндотермические реакции? Какие условия необходимы для их протекания?
Индивидуальные задания (карточки-задания)
а) Разделить приведенные явления на физические и химические:
– процесс фотосинтеза,
– горение угля.
– ржавление гвоздя.
– испарение воды,
– сгибание гвоздя,
– дробление сахара,
– скисание молока,
– таяние мороженного.
– плавление парафиновой свечи.
б) Определить валентность элементов по формулам: NН3; С12О7; МпО2; СаС12
в) Рассчитайте молекулярные массы следующих веществ : NaNO3; А1СI3; КзРО4
Работа с классом
4Р + 5О2 2Р2О5
2Са + О2 2СаО
2АI + ЗСI2 2А1С13
4А1 + ЗО22А12О3
Что собой представляет уравнение химической реакции?
(Условная запись химических процессов с помощью химических знаков и символов.)
4. Усвоение новых знаний
Проблемный вопрос. В печи сожгли уголь массой 10кг, а масса образовавшейся золы составила всего 3кг. Почему?
Учитель. Изучая химические явления, вы узнали, что при их осуществлении одни вещества превращаются в другие. Вы высказали предположение, что в химических реакциях атомы переходят из одних веществ в другие. Следовательно, продукты реакции состоят из тех атомов, которые входили в состав реагентов. Что вы можете сказать о массе реагентов и продуктов?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель рассказывает об опытах, проводимых М. В. Ломоносовым и
А. Лавуазье, формулирует закон сохранения массы веществ.
Видеоэксперимент: Нагревание меди.
Описание эксперимента: В коническую колбу помесите 2 грамма измельченной меди. Плотно закройте колбу пробкой и взвесьте. Запомните массу колбы. Осторожно нагревайте колбу в течение 5 минут и наблюдайте за происходящими изменениями. Прекратите нагревание, и когда колба охладится, взвесьте её. Сравните массу колбы до нагревания с массой колбы после нагревания.
Вывод: Масса колбы после нагревания не изменилась.
Итак тема урока : Закон сохранения массы веществ
Формулировка закона сохранения массы : масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ (учащиеся записывают формулировку в тетрадь).
Закон сохранения массы был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым М. В. Ломоносовым.
Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.
Особое внимание уделял М. В. Ломоносов подготовке российских ученых. Возлагал на молодежь большие надежды. Он не принимал мнения, что высшее образование необходимо только представителям господствующего класса.
Отрывок из стихотворения (читает ученик).
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде. [2]
Более двух столетий прошло со дня смерти М. В. Ломоносова. Лучшие люди России всегда отдавали должное его заслугам.
Учитель. Таким образом, закон сохранения массы веществ дает возможность не только записывать ход реакции, составлять уравнения, но и делать по ним расчеты.
Химические уравнения.
Нагревание смеси железа и серы.
Исходные вещества, принимающие участие в химических реакциях называются реагентами.
Новые вещества, образующиеся в результате химической реакции называются продуктами.
Запишем протекающую реакцию в виде схемы:
железо + сера сульфид железа (II)
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул.
Запишем протекающую реакцию в виде химического уравнения:
Fe + S FeS
Правила составления химических уравнений
(презентация на экране).
1. В левой части уравнения записать формулы веществ, вступающих в реакцию (реагентов). Затем поставить стрелку.
а) N2 + H2
б) Al(OH)3
в) Mg + HCl
г) СaO + HNO3
2. В правой части (после стрелки) записать формулы веществ, образующихся в результате реакции (продуктов). Все формулы составляются в соответствии со степенью окисления.
а) N2 + H2 NH3
б) Al(OH)3 Al2O3 + H2O
в) Mg + HCl MgCl2 + H2
г) СaO + HNO3 Ca(NO3)2 + H2O
3. Уравнение реакции составляется на основе закона сохранения массы веществ, т. е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов. Это достигается расстановкой коэффициентов перед формулами веществ.
Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнении химической реакции.
1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.
2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти Н. О. К.
3. Разделить Н. О. К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами.
4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить.
5. Начинать лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в составе нескольких веществ).
а) N2 + 3H2 2NH3 б) 2Al(OH)3 Al2O3 + 3H2O
в) Mg + 2HCl MgCl2 + H2 г) СaO + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2O
• 5. Закрепление. Использование полученных знаний
• Почему масса железной окалины больше массы железа? Какие вещества могут входить в состав окалины? (В состав окалины входят железо и кислород.)
• Почему масса золы меньше массы сгоревшей древесины? (Углекислый газ, вода испаряются.)
• Анализ уравнения реакции:
2Н2О 2Н2 + О2
2*(1*2+16) = 2*2 + 2*16
Работа по учебнику.
6. Контроль и коррекция полученных знаний
7. Домашнее задание
Изучить параграф выполнить тестовые задания
8. Итог урока. Рефлексия
Достигли ли вы ожидаемых результатов?
Над какими навыками, умениями необходимо дополнительно поработать дома?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Что для вас было наиболее сложным?
О чем хотели бы услышать на следующем уроке?
Выставление оценок с комментариями.