Анжелика Чумак
Конспект занятия «Традиции и быт Кубанского казачества» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель:
1. Воспитывать любовь к малой Родине;
2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;
3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа:
глечик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия „Традиции и быт Кубанского казачества“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение музея детского сада, беседы с детьми.
Ход занятия.
Воспитатель:
Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших пап, мам, бабушек и дедушек. Они для вас, самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать одним словом близких вам людей?
Дети:
Родственники, предки, родичи.
Воспитатель:
Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые были до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату, наших дальних – дальних родственников – предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя и сказать : «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!» Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в хату, в которой за прялкой сидит пожилая казачка.
Воспитатель:
Смотрите дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да тут и хозяйка есть! Здравствуйте!
Казачка :
(встает) – Здравствуйте, хлопчики и девчата (низко кланяется). Зовут меня Александровна. Проходите в нашу хату, я гостям рада.
Воспитатель:
Александровна! Мы с ребятами хотели бы побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете, чем занимаетесь.
Казачка :
С удовольствием расскажу. В казачьих семьях глава семьи казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит костюм (показывает костюм казака). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматывается мятое полотенце, с силой провожу, по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет возможность детям погладить, просит повторить название «утюга» - рубель).
Казачка :
Очень любим мы казачки украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы украшены в моем доме вышивкой.
Дети:
Полотенца, занавески на окне, простынка, наволочка на подушечке.
Казачка :
Молодцы и умницы! (Подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глечик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Но, а чаем угощаю, конечно же, из самовара. Запомнили название моей посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель:
Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.
Казачка : Какие же расскажите.
Дети: Конь казака – лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садится.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель:
А еще, мы знаем много кубанских традиций
Казачка :
Правда? А какие же?
Дети:
Казаки гостей встречают хлебом – солью
На службу молодого казака провожают в добротной одежде, на коне и с хорошим оружием.
Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка :
Ну и молодцы! Просто здорово. Все о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Дети рассматривают фотографии.
Казачка :
А вот об одной казачьей традиции вы забыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбе, или на проводах в армию, а и в поле, и за прялкой и у люльки малыша. Сейчас как раз пора моей малышке и поспать и я спою ей колыбельную песенку. А вы возьмите этих кукол и покачайте их, (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке малышку и поет песню:
Ничь сизокрылая за викном
Спы, мое сэрдэнько, мырным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квитки и дэрэвья сплят.
Ничь сызокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрдэнко, добрым сном.
По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает детям сделать тоже самое.
Казачка :
А теперь, хлопчики и девчата подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (Чуть – чуть приоткрывает крышку).
Дети:
Наверное, одежду.
Казачка :
Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может вам понравиться.
(Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку). Теперь вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка :
жили – были муж и жена. И было у них много детей. Семья было трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи рыбы, заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его и не было видно. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала его звать.
Ивасику приплынь до бэрэжку.
Ивасик приплыл на берег, а Баба – яга его цап - царап и унесла в свою избушку. Там приказала испечь его в печи к обеду. Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он ножками уперся и кричит: «Ой, не можу, не знаю як у пичку засадыть!» Служанка рассердилась, сама села на лопату, тут – то Ивасик сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба – яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси – лебеди, Ивасик просит их: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо».
А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!»
Тем временем Баба – Яга уже совсем изгрызла ствол дерева. Пролетают мимо дерева последние гуси. Ивасик стал их просить: «Гусяточки, гусяточки, возьмить мэнэ на крыляточки. Понэсить меня до батяночки, там йисты и пыть есть шо». Гуси взяли, и отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: «А мэни краюху?»
Вся семья вышла на улицу, увидели Ивасика, ну и целовать, ну и обнимать, пирогом угощать. Гусей – лебедей накормили, напоили, и в дорогу прводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали.
Понравилась вам сказка? Все было понятно?
Бьют часы с кукушкой.
Воспитатель:
Дети! Часы не зря бьют. Мы с вамизасиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.
Казачка :
А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети:
Глэчик.
Казачка :
А для теста?
Дети:
Макитра.
Казачка :
А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг».
Дети:
Рубель.
Казачка :
Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собою в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. В добрый путь! И никогда не забывайте о своих предках, помните о них.