Тамара Коваленко
Конспект занятия по ознакомлению с бытом и культурой Кубанского казачества «Русская печка всему дому кормилица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе МДОУ ДСКВ 31 г. Ейска МО Ейский район. Воспитатель: Коваленко Т. З.
Русская печка – всему дому кормилица.
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества, развивать познавательный интерес к жизни своего народа, его истории. Воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости за свой народ. Формировать элементарные представления об изменении условий быта человека.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с бытом и культурой Кубанского казачества „Русская печка всему дому кормилица“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Печник, лежанка, щепки, чугунок, ухват, рогач.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Знакомство с кубанской хатой, с ее устройством. Заучивание пословиц, поговорок о жилище. Прослушивание Кубанских песен. Разучивание Кубанских народных игр.
ХОД ЗАНЯТИЯ : Дети подходят к кубанской хате, оттуда доносится казачья песня, распахивается дверь: Утро доброе, хозяюшка.
Казачка : Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли вы в добрый час.
Встречу теплую, желанную,
Я устрою здесь для вас! Какие хорошие да добрые гости пожаловали сегодня ко мне. А знаете ли вы, как на Кубани говорят про гостей?
- Хорошему гостю и хозяин рад.
- Гость немного гостит, да много видит.
- Гость на порог - хозяину радость.
Казачка : Ах да молодцы, знаете Кубанские пословицы. Проходите гости, проходите дорогие, в тесноте, да не в обиде. Где теснее – там и веселее.
Воспитатель: А куда мы с вами ребята попали?
Дети: В казачью хату.
Воспитатель: Какая интересная у тебя хата, хозяюшка, необычное убранство, много интересных и необычных для нас вещей. С некоторыми предметами быта мы уже знакомы. А что нового ты нам сегодня расскажешь? Что новое покажешь?
А о чем я сегодня речь поведу, вы сами догадаетесь, когда ответите на мои вопросы: Кто в сказке «Гуси-лебеди» спрятал Машу?
Кто вез Емелю к царю?
Где испекла бабка Колобок?
Дети: Это печка.
Казачка : Верно ребятки, мой рассказ сегодня будет о печи, ведь не даром молвится: «Без печи, хата – не хата». Садитесь рядком, да поговорим ладком. Вот она моя родимая кормилица. Как вы думаете, где в наше время можно увидеть такую печь?
Дети: У бабушки в деревне есть такая печь.
Казачка : Как называли человека, который умел класть печь?
- Печник. Верно, печник пользовался почетом и уважением, слава о хорошем печнике шла на всю округу.
А как вы думаете, для чего нужна была такая большая печь в хате?
Дети: Чтобы обогревать хату в морозные дни.
Чтобы готовить еду. Чтобы печь хлеб.
Сушить промокшую одежду, обувь.
Сушить мелкую рыбу, грибы, ягоды.
Казачка : Правильно, а еще на печи можно было спать. Для этого делалась лежанка (показать иллюстрацию). Наши ребята очень любят поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, рассказывать друг другу сказки. На печи «греют свои косточки» и пожилые люди. А совсем маленьких детей даже купали в печке, совсем, как в настоящей бане.
Пора и нам свою печь растопить. Хотите посмотреть, как это делается?
Тогда смотрите, да запоминайте: Внутрь печи кладутся дрова, вначале поменьше (щепки, а затем покрупнее – поленья (вызвать ребенка помочь).
Как вы думаете, для чего?
Правильно, чтобы загорелись более крупные дрова.
Сейчас я зажгу спичку (имитирую растопку печи, включается искусственный огонь в печи). Ох, как хорошо стало, теплом печь задышала. Недаром в народе говорится: «Печь всему дому кормилица». Весь день печка пыхтит, старается. А какую пищу можно в печи приготовить?
Сварить вареники, картошку в «мундире», борщ, уз вар, испечь пампушки. А в чем ваши мамы варят борщ, компот?
- В кастрюле.
А я готовлю еду вот в этом чугунке. (Показать, дать потрогать)
Он тяжелый, чугунный, стенки у него толстые. Зато каша в нем получается необычно вкусная и ароматная.
И снова подумайте, да скажите: удобно ли в горячую печь ставить чугунок, вынимать его оттуда?
Конечно неудобно, потому, что горячо, никак руками не взять. И придумал человек вот такое приспособление- ухват, или рогач. Наверное потому, что у него есть два рога. Они металлические, чтобы не загорелись. С его помощью сажают чугунок в печь, вынимают его оттуда. Предлагаю одним детям посадить чугунок в печь, а другим вынуть его оттуда.
Ну и славно потрудились вы, пришла пора и отдохнуть: игра «ВАРЕНИЧКИ» Под музыку «Варенички» дети из двух команд перекладывают деревянными ложками вареники из чугунка в миску. Выигрывает команда, выловившая большее количество вареников.
Казачка : Ну и как на Кубани водится, гости без угощения не обходятся. Дети пьют чай с пирогом. Уходя, прощаются, произносят пожелания этому дому : «Дай Бог счастья тому, кто в этом дому», «чтоб поля зеленели и скотина не болела».