наташа воронова
Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Вид проекта: краткосрочный
МБДОУ №18
Средняя группа
«Васильки»
Воспитатели:
Воронова Н. В.
Актуальность
Публикация «Театральная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи:
-Формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.
-Развивать и совершенствовать все стороны речи, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.
-Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
Ожидаемый результат проекта
-Обогащённая среда в группе;
-Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
-Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
-Активизация творческих способностей детей;
Формы и методы работы:
• Чтение художественной литературы;
• Беседы;
• Игры – драматизации;
• Просмотр сказок;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам;
• Заучивание стихов;
• Театрализованная деятельность.
Этапы реализации проекта
1. Первый этап включает знакомство детей с содержанием. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ).
2. Основной этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:
-Выразительное чтение литературного произведения
-Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)
-Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
-Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)
-Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль
-Распределение ролей
-Подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки
-Работа над ролью
составление словесного портрета героя
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр
работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста
- работа над речью
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, мимики, интонации
- работа над характером роли
- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли
3. Заключительный этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши и т. д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.
План реализации проекта
Мероприятия Результат
Анализ имеющегося материала Список имеющихся и недостающих материалов.
Создание развивающей среды в группе.
-настольный театр
-кукольный театр
-театр масок
Обогащённая среда.
Чтение художественной литературы (сказок) :
-«Три поросёнка»
-«Три медведя»
-«Теремок»
-«Репка»
-«Красная шапочка»
-«Семеро козлят»
-«Теремок»
-«Под грибом» и др. Знакомство со сказками, решение речевых задач.
Беседы:
-по прочитанным сказкам,
-о видах театров
(кукольный, драматический, театр теней и др.)
-кто работает в театре
-как вести себя в театре Решение речевых и познавательных задач.
Творческая мастерская:
Рисование иллюстраций
к сказкам «Колобок», «Три поросёнка», «Три медведя» Развитие художественно-творческих способностей
Сюжетно-ролевая игра «Театр» Развитие речевых и творческих способностей детей.
Игры – драматизации:
-игры – имитации образов
животных, людей, литературных
персонажей,
-инсценировки сказок «Колобок»,
«Заюшкина избушка», «Теремок» и др. Развитие артистических навыков
Выбор сказки для драматизации,
распределение ролей.
Изготовление атрибутов и
костюмов к сказке «Под грибом»
Подготовка к драматизации
Итоговое мероприятие:
С родителями: драматизация сказки Сутеева «Под грибом».