Оксана Шарапова
Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Тема: «Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС».
ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Проведённые в 2012 году исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию.
«Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка».
Публикация «Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями в нашем МКДОУ.
Получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Семья и детский сад – дают ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир. Вся суть воплощается в следующих строках:
Слайд 3
Дети как ни странно, так же испытание
Дети, как деревья сами не растут
Им нужна забота, ласка, понимание
Дети – это время, дети – это труд
В этой связи, я бы хотела выделить два главных направления нашего сотрудничества с родителями :
Слайд 4
1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимания проблем друг друга.
2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
С целью изучения понимания и принятия педагогами этого стиля взаимодействия с родителями, в сентябре 2013 г. мы провели тестовый опрос всех воспитателей и специалистов нашего МКДОУ. (8 воспитателей)
В результате тестирования определялась степень принятия диалогичности общения с родителями, т. е. высокая, средняя, низкая. При анализе полученных данных использовался ключ.
(10 вопросов, каждое совпадение с ключом оценивалось в 3 балла)
Слайд 5
Таким образом, мы получили следующие результаты, которые вы видите на слайде. Результаты, которые мы получили, говорят о том, что уровень понимания и принятия нашими педагогами взаимодействия с родителями в рамках диалога равноправных партнеров недостаточно высок и нам предстоит еще много работать над этим
В связи с этим мы наметили основные задачи работы с родителями. Которые вы видите на слайде.
Слайд 6
1. максимальное объединение усилий МКДОУ и семьи для развития и воспитания детей;
2. повышение уровня педагогической компетенции родителей и лиц их замещающих;
3. поддержка уверенности родительской общественности в собственных педагогических возможностях
В работе руководствовались следующими принципами:
Слайд 7
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Индивидуальный подход
3. Сотрудничество, а не наставничество.
4. Динамичность
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
С этой целью мы провели опрос для изучения их мнения о степени открытости детского сада для семьи и доступности информации о жизни детей в группе, а также о ценности для родителей общения с педагогами в целях обогащения своего родительского опыта.
Слайд 8
Предлагаемый опросник включает в себя 10 суждений. В опросе участвовали 87 родителей. После обработки данных, мы получили следующий результат:
Слайд 9
Графически это видно на слайде.
Родители достаточно высоко оценивают открытость детского сада и доступность информации о жизни детей в группах. И этот критерий открытости для нашего МКДОУ и семьи является самым значимым для нас.
Несмотря на высокий результат опросника, как и везде у нас возникли определённые проблемы.
Реализуя диагностическую функцию управления, мы определили характер профессиональных затруднений при взаимодействии с родителями у педагогов нашем МКДОУ при помощи опросника: «Мои плюсы и минусы в общении с родителями».
Эта методика предполагает самооценку педагога своих умений и коммуникативных навыков. Педагог сам определял свои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями. Суждения распределяются по трем группам: (50 вопросов)
Слайд 10
1. Умение учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей.
2. Гибкость стиля общения. Умения сопереживать родителям.
3. Умение использовать активные методы и формы общения с родителями.
Подсчитав количество ответов «нет» в каждой группе суждений, из общего числа возможных ответов по каждой группе мы получили следующие результаты. Вы можете видеть на слайде.
Слайд 11
Данное исследование показало нам, что наибольшее затруднение у воспитателей вызывают умения :
• использовать активные методы и формы общения с родителями;
• учитывать потребности семьи.
Анализ профессиональных затруднений выявляет недостаточное владение педагогами психотехникой общения, особенно в проблемных ситуациях межличностных отношений.
И поэтому мы определили для себя следующие направления консультативной помощи воспитателям :
Слайд 12
1. совершенствование социально-психологической культуры общения с родителями;
2. обогащение знаний о закономерностях развития детско-родительских отношений;
3. овладение активными формами сотрудничества с родителями.
В связи с внедрением ФГОС появляются преимущества во взаимодействии ДОУ с семьей, они неоспоримы и многочисленны.
Слайд 13
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в нашем саду начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей : Вы можете видеть их на слайде.
Слайд 14
Чтобы работа с родителями была действенной, мы стараемся соблюдать следующие моменты:
• все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
• содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
• оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
• содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Слайд 15 - 19
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
Всей своей работой сотрудникам МКДОУ необходимо доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.