Марина Герасимова
Проект «Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проблемы:
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Публикация «Проект „Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Данный проект нацелен на изменение самой сути взаимодействия детского сада и семьи : с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск новых возможностей, методов, способов сотрудничества, взаимопроникновения области семейного воспитания в область социального воспитания и развития личности ребёнка.
2. Цель проекта :
- создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ инновационных методов и форм работы с семьями воспитанников, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Задачи:
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса : детьми, родителями, педагогами ДОУ;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ как полноправных участников образовательного процесса.
Тип проекта :
*долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта :
- администрация ДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;
- педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания.
Срок реализация проекта : с марта 2016 г. по май 2017 г.
3. Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный; срок реализации – март-май 2016 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2016 г. – апрель 2017 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – март-май 2017 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
4. Предполагаемые результаты:
- создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и практической поддержки семьи;
-сформированность мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ через вовлечение в совместные мероприятия;
-открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности.
Критерии эффективности :
- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
- согласованность действий педагогов и родителей;
- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- заинтересованность родителей;
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Перспектива дальнейшего развития проекта : опыт деятельности ДОУ по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях.