Елена
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Введение ФГОС ДО дает все основания для решительного изменения педагогической практики: на смену привычным формализованным занятиям приходит совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность, игра вытесняет прямое обучение.
Технология проектной деятельности
Индивидуализация- организация образовательной деятельности, при которой выбор способов, приемов, темпов развития обуславливается индивидуальными особенностями детей.
Публикация «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
Технология проблемного обучения- организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством взрослого проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Одна из ведущих идей технологии проектной деятельности, соответствующей идеям индивидуализации образования – утверждение значимости различий. Обладая разными способностями и представлениями о мире, индивидуальным опытом, дети помогают друг другу познавать мир: один придумывает, другой подхватывает, один соображает быстрее, другой более глубоко и точно вникает в суть; один рационален, другой готов к творческой импровизации. Действуя вместе, дети учатся друг у друга.
Метод проектов- это комплексный обучающий метод, которые позваляет индивидуализировать образовательный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Проект перед детьми дошкольного возраста ставит три основных вопроса:
-Что знаем?
-Что хотим узнать?
-Что надо сделать, чтобы узнать?
Итак, по содержанию проблемной ситуации:
1. Ставим цель
2. Определяем объект деятельности
3. Способ деятельности
4. Условие выполнение деятельности.
По уровню проблемности для детей дошкольного возраста -это:
• Проблема возникает независимо от приемов
• Проблема вызывается и решается педагогом
• Проблема вызывается педагогом, а решается детьми
• Дети самостоятельно формируют проблему и ее решение.
Основные этапы педагогической технологии метод проектов :
1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направленная на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.
2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.
3. Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.
4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.
5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиций.
6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.
Алгоритм работы над проектом
Этапы :
1. Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.
2. Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата.
3. Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи.
4. Активизация способов получения информации
5. Получение необходимой информации
6. Обобщение полученной информации
7. Планирование деятельности, определение средств реализации проекта
8. Реализация проекта
9. Обсуждение результата, хода работы
10. Презентация результатов
11. Совместное определение перспективы развития проекта
Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками.
К особенностям организации проектной деятельности относятся :
- личностно- ориентированный подход к каждому ребенку
-тесная взаимосвязь и сотрудничество с семьей ребенка
-повышение педагогического мастерства
Формы организации проектной деятельности
Образовательная деятельность с педагогами ДОУ С детьми Совместная деятельность с родителями
Семинары, тренинги Познавательные центры в группах Эксперимент, наблюдение
Конкурсы проектов Детские коллекции Пополнение коллекций
Информационно-образовательная служба Маршруты путешествий Тематические вечера-досуги
Совместные проекты Библиотека познавательной литературы Совместные проекты
Мастер-классы Материалы проектов и детского творчества Защита проектов на конференции