нина труфанова
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
- опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
- опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ» размещена в разделах
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, воз-никающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмо-циональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, кон-струировать, рисовать.
Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды. При создании предметно-пространственной среды воспитатель должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности.
При этом оборудованы должны быть так, чтобы дети могли свободно подойти к уголку и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу.
Уголки и центры занятости должны содержать разнообразный материал, пособия, игры.
В уголках книг необходимо разместить:
детскую художественную и энциклопедическую литературу в со-ответствии с возрастом,
тематические альбомы,
книжки-самоделки,
портреты писателей,
подборки аудио и видеозаписей сказок, рассказов, стихов.
Чтобы постоянно поддерживать интерес детей к книге, необходимо ре-гулярно устраивать выставки одного автора, одной направленности или тематики (писатели о животных, сказки братьев Гримм, стихи С. Я. Маршака и т. п.).
«говорящие книги»
В уголках театрализованной деятельности …
Разные виды театра: настольный, на фланелеграфе, теневой, пальчиковый и т. д.
ширма;
наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головка-ми-насадками, разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные кос-тюмы;
атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
уголок ряженья
В уголках изобразительной деятельности….
-произведения народного искусства: народные глиняные игрушки (филимоновские, дымковские, каргопольские и др.) игрушки из дерева (богородские, сменевские и. др
Наглядно-дидактические пособия
Произведения живописи: натюрморт, пейзаж, портрет
Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпо-чек, пластилина (стеки, доски для лепки)
Наличие цветной бумаги и картона
Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
Место для сменных выставок произведений изоискусства
Альбомы- раскраски
Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки
В уголках музыкальной деятельности….
Детские музыкальные инструменты
Магнитофон
В аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных, фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы
Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.
Картинки к песням, исполняемых на музыкальных занятиях
Электромузыкальные игрушки с наборами мелодий
Звуковые книжки и открытки
Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
Музыкально- дидактические игры
Музыкально- дидактические пособия
Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоцио-нальному настрою на весь день.
Созданная в детском саду предметно-развивающая среда должна спо-собствовать познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Основным компонентом системы работы по художественно-эстетическому развитию является организация образовательного процесса.
Образовательная работа по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ должна вестись одновременно в нескольких направлениях:
• Взаимодействие педагогов и детей
• Взаимодействия с семьями
• Сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:
- НОД (непосредственно образовательная деятельность). Это занятия эстетического цикла: по изодеятельности, музыкальные, по ознакомлению с художественной литературой. Но, самое главное, необходима организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и т. п. ….
- Организованная образовательная деятельность взрослых и детей (праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.)
- Самостоятельная детская деятельность, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Для того, чтобы развернулась самостоятельная деятельность, необходимы условия : насыщенная предметная среда, сформированность навыков и умений, мотивация ….
Знания, полученные в ходе непосредственной образовательной организованной деятельности эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, рисуют, создают коллективные творческие работы.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на ре-зультатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музы-кальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а так же развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка -дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.
Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:
1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, ко-торая осуществляется через:
родительские собрания и конференции,
консультации групповые и индивидуальные,
дни открытых дверей,
семинары-практикумы,
папки – передвижки и информационные листы для родителей,
тематические выставки, публикации в СМИ ….
2. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением:
участие в образовательном процессе (рассказывают о своих про-фессиях, увлечениях, показывают разные способы работы с раз-ными материалами и др. ,
участи в реализации проектов,
организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника
участие в конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок и др.
участие в театрализованных спектаклях ….
совместная организация выставок произведений искусства (деко-ративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей
3. Помощь в создании материально-технических условий :
помощь в оформлении развивающей среды,
помощь в изготовлении декораций и пошиве костюмов,
организация совместных посиделок, посещений музеев, художественных выставок.
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) проводятся взаимопосещения спектаклей между дошкольниками и школьниками, музыкально- тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, литературные гостиные, экскурсии, мастер- классы.
Все участники педагогического процесса находятся и живут в опреде-ленном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей.
И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех пе-дагогических работников ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно-эстетического развития.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.