Вероника Руденок
Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по пейзажной картине.
Программное содержание:
- учить рассматривать картину, формировать умение видеть красоту пейзажа;
- учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти - шести предложений, соблюдая композицию рассказа, используя в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения;
Публикация «Составление описательного рассказа по картине И, Левитана „Золотая осень“» размещена в разделах
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, приобщать к изобразительному искусству;
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- развивать умение выражать свои эмоции в изобразительном искусстве;
- развивать мыслительную и речевую активность детей;
- обогащать словарный запас детей за счет слов: вдохновение, репродукция.
- воспитывать эмоционально- личностное отношение к художественному произведению.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная образовательная деятельность: наблюдения в природе в осенний период, беседа об осеннем времени года, речевые игры «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», чтение стихов русских поэтов об осени : Шорыгина Т. А. «Листопад», Пушкин А. С. «Уж небо осенью дышало…».
Материалы и оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», портрет Левитана (слайд, проектор, экран, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Осенняя песнь» П. И. Чайковского, видео с гимнастикой для глаз, листы белой бумаги на каждого ребенка, бумажный кленовый лист с текстом стихотворения, ватман, кисти для клея, клей пва, салфетки, восковые мелки, клеенка.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Создание образовательной ситуации.
Воспитатель обращает внимание детей на кленовый лист, лежащий на столе.
- Ребята, посмотрите, какой красивый листок залетел к нам в окно. Это какой- то необычный листок, на нем написано стихотворение. Послушайте, я вам прочитаю.
Тише, тише, тишина
В гости осень к нам пришла…
Осень не простая, осень золотая.
Краски яркие, цветные
С собой осень захватила.
В парке, в роще, и в лесу –
Всюду видим красоту.
Красота поры осенней -
Ты - источник вдохновенья.
- Ребята, а вы знаете, что такое вдохновение?
(Ответы детей)
В. - Вдохновение – это такое особое состояние человека, когда хочется сделать что-то очень красивое и хорошее. Вот, например, человек любуется красотой природы, и эта красота вдохновляет его на написание стихов, музыки или картин. Красота осенней природы особенно впечатляет всех людей. Многие художники посвятили свои картины этому времени года.
2. Мотивация детей на предстоящую деятельность.
- Сегодня я предлагаю вам продолжить знакомство с творчеством великого русского художника Исаака Ильича Левитана, а именно познакомиться с еще одной картиной этого выдающего художника, поделиться своими впечатлениями о ней.
(Дети садятся в полукруг)
3. Формулирование цели предстоящей деятельности.
Беседа сопровождается демонстрацией слайдов.
Слайд (Портрет И. И. Левитана)
В. – Исаак Ильич Левитан написал несколько картин об осени. Он очень любил русскую природу, и изображал её в разное время года.
В. – Скажите, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?
Дети – Пейзаж.
В. – Верно, и сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одним красивейшим пейзажем И. И. Левитана и попробовать описать содержание картины, выразить словами свои впечатления и чувства.
4. Уточнение знаний в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.
Рассматривание картины.)
В. – Перед нами репродукция картины «Золотая осень». Напомните, пожалуйста, что значит слово «репродукция»?
Дети – Это значит не настоящая картина, которую писал художник.
В. – Верно. Репродукция – это копия картины. Для чего создаются репродукции картин?
Дети - Репродукции картин делают для того, чтобы все люди могли увидеть картину, ведь не все люди могут увидеть настоящую картину в музее.
В. – Совершенно верно. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины Левитана.
• Рассматривание картины, беседа по содержанию картины.
Дети рассматривают картину (1-2 минуты, звучит фоновая музыка «Времена года. Октябрь» П. И. Чайковского.
В. - Какое время года изображено на картине?
Дети - На картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтых листьев.
- На картине нарисована осень, потому что почти на всех деревьях листья пожелтели.
В. – Как вы думаете, это начало, середина или конец осени?
Дети – Я думаю, что это середина осени, потому что не все листья облетели и почти все листья желтые. А в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях.
В. – Молодец. А как в народе называют середину осени?
Дети – Золотая осень.
В. – Верно. Как, по – вашему мнению, может называться эта картина?
Дети. – Осень. Золотая пора. Золотая осень. Красавица осень.
В. – Верно, ребята. Картина так и называется «Золотая осень».
В. – Давайте рассмотрим, что изображено на картине.
Дети. - Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес.
В. - Какое время суток запечатлел художник?
Дети - Мне кажется, что это день, потому что светло и ясно.
В. - Каким вы видите небо?
Дети - Художник нарисовал голубое небо, с плывущими облаками. Небо голубое, высокое.
В. - А что можно сказать про солнце?
Дети - Самого солнца не видно на картине, но виден солнечный свет.
В. - Опишите погоду. Какая она?
Дети - Погода теплая, ясная, солнечная.
В. - Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке. Как они называются?
Дети – Это березы.
В. – Верно. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. С чем можно сравнить листву берез?
Дети – Деревья будто в разноцветных платьях, сарафанах.
В. - Хорошо! На что похожи листья березы?
Дети - Листья похожи на золотые монетки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих желтых бабочек.
В. – Часть листвы уже осыпалась с деревьев. С чем можно сравнить опавшую листву?
Дети – С пестрым одеялом, покрывалом.
В. - Умницы! Ребята, а трава только зелёная?
Дети. - Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть.
В. – Верно. А река выглядит, так же как и летом?
Дети. - Нет, река выглядят по-другому. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее, чем летом.
В. – Молодцы! А сейчас я предлагаю вам взять лист бумаги и сделать из него «подзорную трубу».
В. – С помощью «подзорной трубы» рассмотрите, что изображено на заднем плане картины.
Дети в «подзорную трубу» рассматривают картину.
Дети. - На заднем плане картины изображены поле и лес.
В. – Найдите деревенские домики на картине. Где они находятся?
Дети – Дома находятся за полем.
В. – Дома находятся далеко, поэтому на картине они очень маленькие, словно… Подскажите слово.
Дети. – Игрушечные.
В. – Молодцы. Обратите внимание на зеленую кромку леса у самого неба. Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу?
Дети – Наверное, там растут ели или сосны.
В. – Почему так думаете?
Дети – Ели и сосны круглый год зеленого цвета.
В. – Посмотрите внимательно, все ли деревья уже «сменили» свой летний наряд на осенний?
Дети. – Нет. Справа, на правом берегу реки, деревья еще зеленеют.
В. – Молодцы. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика (выполняется стоя.)
В. – Вернемся к нашей картине.
В. - Какими красками написана картина?
Дети. - Художник брал жёлтые, оранжевые, красные, голубые, белые, зеленые, краски.
В. – А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «К нам пришел волшебник».
Представьте, что вы сами оказались в этом живописном месте, изображенном на картине, и можете слышать звуки. Что вы слышите?
Дети. – Я слышу, как шуршат листья под ногами, как шелестят листья на березах, как льется вода в реке.
В. – А теперь вы можете чувствовать запахи. Расскажите о них.
Дети. – Пахнет лесом, грибами. Пахнет речкой. Пахнет опавшей листвой.
В. – Какие у вас возникают желания, глядя на картину? (Пройтись по осеннему лесу, подышать свежим воздухом, послушать шум реки, шелест осенней листвы, собрать листочки и подбросить их высоко-высоко.)
В. – Хорошие желания. Мне тоже захотелось оказаться на природе, за городом, глядя на эту картину. Как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать эту картину?
Дети. - Я думаю, что художник увидел красоту золотой осени. И ему захотелось нарисовать её.
Художнику захотелось, чтобы другие люди увидели, как красиво бывает осенью.
В. - Какое настроение было у живописца, когда он писал эту картину?
Дети. - У художника было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась солнечной, светлой.
В. - А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
(Ответы детей)
В. -. А как вы думаете, что хотел сказать нам художник, создавая этот пейзаж?
Дети. - Как красива наша природа!
Природу надо любить и беречь.
В. – Верно. Наша русская природа прекрасна в любое время года, а осенью она расцветает самыми яркими красками. Природа – это наше богатство, источник вдохновения, и ее надо любить и беречь.
В. - А сейчас давайте представим, что мы легкие, золотые листочки.
Физкультминутка (аудиозапись).
• Составление рассказа.
Рассказ воспитателя.
В. - На картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми плывущими облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Картину пересекает узкая речка с невысокими берегами. Перед нами березовая рощица. Листики берез словно трепещут на ветру, переливаются как золото в солнечном свете. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета : желтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
4. Этап осуществления самостоятельной деятельности детей.
В. – А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать рассказать, что вы видите, слышите, чувствуете, рассматривая эту картину.
- Кто хочет начать рассказ?
- Кто продолжит?
- Каким может быть конец рассказа?
В. – Молодцы, ребята. А кто готов составить целый рассказ от начала до конца?
(Выслушать рассказы еще 1-2 детей, в зависимости от времени).
5. Предложить ребятам нарисовать свою картину.
Рисование березовой рощи техникой торцевания.
2. Подведение итогов, педагогическая оценка результатов деятельности детей.
В. – Молодцы, ребята. У вас получилась красивая березовая роща. Спасибо вам за содержательные рассказы. Вы сумели подобрать красивые, образные выражения, сумели красиво выразить свои чувства, вызванные картиной. Мне было интересно с вами беседовать и слушать вас. А вам ребята, чей рассказ понравился больше? (Ответы 1-2 детей).
3. Плавный выход из образовательной ситуации.
В. – А сейчас я предлагаю вам пойти на прогулку, и мы снова сможем насладиться красотой поздней осени, может она нас с вами вдохновит на что-либо!.