Любовь Синицына
Конспект занятия на тему «Твердый и мягкий согласные звуки [К] и буква К»
Цель: Создание условий для знакомства детей со звуками «К» и «Кь»; создать условия для умения детей давать акустико – артикуляционную характеристику звуков «К» и «Кь»; учить выделять среди других звуков; находить позицию звуков в словах; закрепить понятие «слог»; делению слов на слоги; «твёрдый» - «мягкий» звук.
Предварительная работа: характеристика звука, определение места звуков в слове, разучивание пальчиковой игры.
Публикация «Конспект занятия на тему „Твердый и мягкий согласные звуки [К] и буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим про звуки родного языка. На какие группы делятся звуки ( Ответы: гласные и согласные)
Воспитатель: Гласные звуки свободные, тянутся. Поются, на письме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки не могут петь, бывают твёрдые и мягкие- твёрдые –обозначаются синим цветом. Мягкие - зелёным.
Игра в картинках назови мягкие согласные звуки и твёрдые?
Какие слова здесь мягкие, а какие твердые, нужно собрать в две колонки
Кот медведь
Слон белка
Жираф павлин
Воспитатель: Ребята, что такое предложение (когда слова связаны друг с другом).
Правильно, а еще предложение начинается с большой буквы, и в конце ставится точка, которая обозначает, что предложение закончилось.
Игра «Телеграф» (Составляют из слов предложения, из скольких слов состоит, составляют схему предложения).
На дворе трава. _ _ _.
Бабушка и внучка пели. _ _ _ _.
Дима купил шины. _ _ _ .
Физкультминутка.
Зайцы спрятались от волка.
Чья- то им досталась норка…
(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)
Серый волк зубами щёлк-шёл-шёлк.
(Соединяют по очереди большой палец с другими)
Ах, какой зубастый волк!
(Руки к щекам, качают головой)
Белочка в своём дупле
Орешки щёлкает в тепле.
(Щелчки пальцами)
Пересчитала мама медвежат-
В берлоге все послушные лежат.
(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в «замок»)
Воспитатель: Я вам сейчас предлагаю немного пошутить, (повторяют за воспитателем.)
ка — ка — ка — наша ноша не легка;
ко — ко — ко — убежали далеко;
ку — ку — ку — покупаем мы муку.
Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.
Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.
Работа с карточками. (воспитатель показывает картинки, дети называют их)
Ребята, сейчас я узнаю кто из вас самый внимательный.
Картинки: конфета, клубок, танк, кот, санки.
Воспитатель: Какой звук встречается во всех этих словах. (звук К).
II. Работа по теме:
Воспитатель: К нам пришёл гость (показывает картинку буквы К). Назовите слова которые начинаются на букву К.
Артикуляция звуков : «К» и «Кь».
Спинкой языка попробуй
Стукнуть сильно, быстро в нёбо,
Ну а кончик языка
Глубже, ниже опускай!
К – короткий, К – взрывной,
К – без голоса, глухой!
в). Характеристика звука «К».
Звук «К»- согласный (есть преграда, глухой, твёрдый, обозначаем синей фишкой.
- А кто догадался, как зовут младшего брата звука «К»? (звук «Кь»).
«Кь»- согласный, глухой, мягкий, обозначаем зелёной фишкой.
Игра «Раздели слова на слоги, и посели их в нужные домики» (слоговые домики)
Игра «Твёрдый - мягкий» (игра «Подарки»).
Картинка кот и кит.
Я подарю свою картинку коту, потому, что у меня коньки.
Я подарю свою картинку киту, потому, что у меня очки.
Итог:
С какой буквой мы с вами познакомились?
Какая бывает буква К (характеристика)