Анна Круглова
Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей.
▼ Скачать + Заказать документы
«Познание начинается с удивления».
Аристотель.
Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей.
Современный дошкольник- не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг, он действует, решает мыслительные задачи, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает причинно-следственные связи, а затем на этой основе преобразует мир. Логическое мышление- это высшая ступень познания человеком действительности. Благодаря логическому мышлению человек может устанавливать закономерности между явлениями в природе и обществе.
Публикация «Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С точки зрения, А. Н. Леонтьева на эффективность любого познавательного процесса влияют методы, которые обязательно включают «деятельностный механизм», где ребенок не пассивный слушатель и исполнитель, а субъект деятельности. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, благодаря которой происходят главнейшие изменения в развитии ребенка. Игра в дошкольном возрасте- это деятельность, способная обогатить познавательный опыт ребенка, развивать его умственные способности, умение классифицировать, обобщать, высказывать свои суждения, делать умозаключения. При таком познавательном взаимодействии возникают ситуации, способствующие эффективному развитию логического мышления у дошкольников.
С моей точки зрения, эффективным средством развития логического мышления является дидактическая игра, которая предполагает взаимодействие с ребенком, как с активным субъектом познавательной деятельности и в то же время является и игрой и деятельностью ребенка дошкольника. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний.
Поэтому я считаю, что дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная мыслительная задача, заключенная в игре, решается в доступной и привлекательной для детей деятельности. Знания, полученные посредством игры, пригодятся детям и при обучении в школе. Им необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
В основе моей работы по развитию умственных способностей стоит задача:
1. Научить сравнивать предметы, находить сходство и различие между ними;
2. Классифицировать предметы по различным признакам, называть группы предметов обобщающим понятием.
3. Находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи между предметами.
4. Научит детей делать выводы, заключения, свои умозаключения.
Я работаю воспитателем в старшей группе «Теремок».
Для решения задачи по классификации предметов приобрела настольно- печатные игры «Логическое домино»- классифицируем и сравниваем, лото «хочу все знать! Или что из чего сделано», «Времена года».
В игре «Какие бывают фигуры», «Найди все круглое» мы с детьми закрепляем знания геометрических фигур.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Для развития логического мышления я использую такие игры, как: «Что лишнее», «Четвертый лишний» и серию игр для дошкольников и школьников «Несерьезные уроки» в которых подобраны задания в виде игр на развитие логического мышления, речи и памяти.
В своей работе использую материалы Фребеля, они помогают детям воспринимать абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы Фребеля способствуют развитию умений : классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание).
В совместной деятельности с детьми мы используем материал Фребеля, как строительный материал- для конструирования, такие задания сложи домик, машинку, человечка.
Эффективным пособием для развития логического мышления являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, который состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, по цвету (желтые, синие, красные, размеру (большие, маленькие) по толщине (толстые и тонкие). То есть, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, такими как: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, логические операции.
Мы приобрели Блоки Дьенеша, методические рекомендации к ним : «Демонстрационный материал к логическим блока Дьенеша и счетным палочкам Кюзенера» и «Страна Блоков и палочек», «На златом крыльце сидели».
Могу сказать, что знакомство детей с блоками меня удивило и обрадовало: дети старшего дошкольного возраста с удовольствием включились в знакомство с новым материалом, им было интересно, что находится в красочной коробочке. Дети начали рассматривать геометрические фигуры, сразу посыпалось много вопросов: «почему разные цвета?», «почему одни фигуры большие другие маленькие?», «а эта фигура толще, чем эта».
Когда я предложила им игру «Кондитерская фабрика», дети хотели узнать правила игры и что нужно сделать.
Таким образом я пришла к выводу, что с блоками Дьенеша надо начинать знакомить детей с младшего дошкольного возраста. Тем более, что для этого имеется дидактический материал : «Вместе весело играть», «Давайте вместе играть». Ведь с их помощью можно решать ещё и задачи по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики. Эти фигуры имеют яркие цвета и размер, который детям-малышам очень удобно брать в руку. Таким образом, уже в младшем возрасте можно будет часть задач решать с использованием блоков Дьенеша. Это будет очень интересно и воспитателю, и детям, и родителям
Так же в работе с детьми я использую палочки Кюизенера-это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки- призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число, чем больше длина палочки, тем большее значение она выражает.
Организуя игры с палочками Кюизенера мы знакомим воспитанников с цветом, размерами и формами, учим детей постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
В альбомах «Страна блоков и палочек» дети по примеру выкладывают: бабочку, дом, цветочек, шарик.
В «Демонстрационном материале к логическим блокам»- «Дары осени», «отлет птиц» Развиваются творческие способности детей, предпосылки логического мышления.
В дидактической игре роль воспитателя больше, чем в других играх другого типа. При подготовке к игре я продумывала объяснение правил игры, игрового действия, а так же то, на каких детей следует обратить внимание. Перед тем, как начать игру, даю установку: загадываю загадку, использую считалку, вношу сюрприз «Волшебную коробочку»
Учу детей сопереживать, подбадривать друг друга, помогать при выполнении задания, умению радоваться не только своим успехам, но и успехам своего товарища.
В своей работе использую словесные игры «Я знаю.», «Закончи предложение». В которых ребё нок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать загадки по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, самому придумывать рассказы и др.
Использовала в работе задания, которые не только формируют у детей умение выполнять действие замещение, но и обратное умение «расшифровывать» значение заместителей, побирать к ним соответствующие предметы. Это загадывание и отгадывание загадок, которые содержат словесное обозначение признаков предметов за которым необходимо увидеть сам предмет.
Развитию логического мышления способствуют и такие игры, как «Кубики», «Составь картинку», которые закрепляют умение составлять целый предмет из отдельных частей.
Следует отметить, что без создания развивающей предметно- пространственной среды невозможно решать вопросы развития логического мышления посредством дидактической игры, поэтому в моей группе создан Центр математического развития, игровые уголки в которых в свободном доступе собраны дидактические и развивающие игры для детей.
Развивающая среда в нашей группе содержательно-насыщенная: собраны игры по познавательному развитию через которые дети узнают о форме, цвете, размере, материале, числе, части, причинах и следствии, учатся классифицировать, выделяя целое и часть. (перечислить)
вариативность среды предполагает наличие различных пространственных центров, которые имеются в группе.
Дидактические игры, применяемые в образовательной деятельности, способствуют повышению интереса у детей, развитию логического мышления. Чем интересней игровое действие, тем успешнее дети решают поставленные задачи.
Дидактические игры включаю во все виды образовательной деятельности, как часть непосредственно-образовательной деятельности, в совместную деятельность, а так же в свободную деятельность детей.
Вижу, как загораются глаза детей, когда им удается достичь положительного результата в игре. Многие дети предлагают еще раз поиграть в ту или иную игру, это значит, что ребятам нравится думать, анализировать, делать несложные умозаключения.