Светлана Толмачева
Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Учение в детстве так же прочно,
как гравировка на камне…»
Протагор
«Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило, определяет своё отношение к детству исключительно как ко времени подготовки», но тем самым отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребёнком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой "заделы" на будущее.
Публикация «Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Величина. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к категориям: величина, форма, цвет которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в одном - в работе - игре. Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольника. Практика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - исходить из интересов ребёнка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции и перспектив его дальнейшего развития, как полноценного члена общества.
Наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Современное состояние математического развития дошкольников рассматривается во многих программах. Но их общая закономерность: развитие познавательных и творческих способностей детей.
Существует множество различных методов при обучении сравнению величин, форм и цвета предметов : лабораторный, иллюстрированный, исследовательский, наглядный методы и игра. Но исключительное значение в познавательном процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовывать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом – она основная форма детской жизни. Поэтому тема развитие элементарных математических представлений (величины, цвета, формы) у дошкольников через дидактические игры, по моему мнению, актуальна. Для разработки тематических перспектив в работе мною были выделены основные пути в работе с детьми:
- использование окружающей действительности, в которой наблюдается исходный материал, и который доставляет повседневная жизнь детей в коллективе, а также различные виды детской деятельности;
- на основе окружающей действительности разработать и составить игры со специальным заданием;
В подборе дидактических материалов и игр я ориентировалась на следующие понятия:
- понятие о величине предметов и сравнение величин;
- знакомство с геометрическими фигурами, формами и умение находить их в окружающей действительности;
- знакомство с цветами, оттенками умениями их находить и сравнивать между собой;
Начинать работу по развитию математических представлений можно и нужно как можно раньше, еще в 2-3 летнем возрасте. Уже в это время малыши способный вычленить наиболее яркие красочные предметы, уточнить их размер (большой или маленький, дать элементарные представления об их форме (мяч круглый). Еще не владея достаточной речью, дети с удовольствием складывают пирамидку, собирая ее в порядке убывания или возрастания. Но основная и наиболее важная работа ложится на дошкольный возраст. Именно в это время под руководством воспитателя у ребенка закладывается и формируется математический багаж, которым он будет пользоваться всю жизнь. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. Так, в младшей группе для формирования представлений о величине мною были подобраны такие игры и упражнения, которые помогали детям учиться сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, соизмерять предмет с другим по заданному признаку. Дидактические игры «Кто больше, кто меньше», «Подбери правильное слово» Найди одинаковые предметы», «Сравнения» помогали применить знания, полученные на занятиях. Для закрепления названия основных цветов и на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, я использовала такие дидактические игры как : «Подбери чашки к блюдцам», «Сервиз», «Цветное лото», «Радуга». Дети не только закрепляли названия предметов, но и использовали эти прилагательные, активизируя их в речи. Особое внимание отводилось работе по ознакомлению детей с геометрическими фигурами: кругом квадратом, треугольником. Для формирования навыка обследования формы предметов, используя зрение и осязание, я проводила игры «Чудесный мешочек», «Волшебная шкатулка», «Найди такой же предмет», «Геометрическое лото». Таким образом, к концу младшей группы дети свободно различали и называли основные цвета, различали геометрические формы : круг, треугольник, квадрат, упорядочивали предметы и картинки в ряды по возрастанию и по убыванию размера предметов (сначала подобных, затем разных, по порядку роста растения, животного, человека, продолжение ряда по образцу ( например последовательность выкладывания бусин: красная – зелёная –красная –зелёная -красная.). Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей. Игры использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой и игровой деятельности.
Познание математических свойств детьми 4-5 лет происходило наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины, цвета. Использование логических геометрических фигур давало возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как похожим, так и по отсутствию свойства. Наиболее интересны игры "Цвет и форма", "Форма и размер", в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия. Особое внимание я уделяла формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и величина, а затем и трем (цвет, форма, величина). Игры «Логическая цепочка», «Бусы», «Праздничные флажки» направлены не только на усвоение эталонных знаний, но и на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствовали и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры «Добавь недостающий предмет», «Фотограф», «Логика» и. т. д. Полученные знания дети применяли не только в дидактических играх и упражнениях, но и в совместной практической деятельности. Практические игры по изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, сопровождаемые эвристической беседой успешно способствовали освоению элементарных математических отношений. Нельзя не отметить, что в такой работе определенное внимание уделялось и развитию речи. В ходе игры я не только задавала заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо разговаривала с детьми по теме и сюжету игры, содействуя вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, являлось творческое отношение к математическим играм : варьирование игровых действии вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Это давало возможность мне развивать у дошкольников мыслительные способности, умение решать логические задачи, что вызвано высоким уровнем требований современной школы к математической подготовке детей в детском саду.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций. Это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Поэтому, продолжая работу в старшей группе, я постаралась построить работу так, чтобы максимально подготовить детей к успешному обучению в школе. На данном этапе нельзя было обойтись и без дидактических пособий, которые помогали ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. Для решения этих проблем необходимо было разнообразить развивающую среду, которую я построила следующим образом: математические развлечения - игры на плоскостное моделирование, игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы; уголок дидактических игр различного характера: сенсорных, моделирующего, логического характера. Здесь подобраны развивающие игры способствующие решению умственных способностей, основанные на процессе поиска решений. Для эффективного повышения уровня математических знаний я использовала различные виды детской деятельности, преимущественно игрового характера. Это и индивидуально-творческая деятельность, творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 человек, учебно-игровая деятельность (дидактические игры - как часть занятия). Создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т. е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр явилось важным условием самостоятельной игровой деятельности. С детьми старшей группы я использовала дидактические игры «Внимание», «Что изменилось?», «Чем похожи, чем различаются?», «Продолжи ряд. Точечки», «Исправь ошибку» «Сложи узор», «Копирование и зарисовка геометрических фигур» и. т. д. Подобные игры, способствовали развитию у них умений и способностей: оперировать свойствами, отношениями объектов, выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине; сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству; проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата, рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.
Следует отметить, что каждая игра имеет вариативность т. е уровень от более простого до более сложного которые рассчитаны и подбирались специально, с учётом уровня развития детей. Это позволило планировать индивидуальную работу с детьми. Так постепенно усложняя задачу, дети учились анализировать и применять ранее полученные знания: устанавливали размерные отношения между 5-10 предметами разной величины, располагая их в убывающем, возрастающем порядке, сравнивали два предмета по величине с помощью третьего. Развивая глазомер, дети находили в окружающей обстановке предметы отличающиеся по величине от образца или равные ему, закрепляли знания об известных цветах и оттенках, развивали чувство цвета.
Очень важным и плодотворным оказалось взаимодействие с родителями, которые внесли свой неоценимый вклад в работу с детьми. Многочисленные папки передвижки, использование передового педагогического опыта, подбор методического материала по развитию математических представлений у детей в условиях семьи и простые рекомендации, позволяли родителям в должной мере использовать тот богатейший материал, который содержит окружающий мир и бытовая обстановка. Родителями использовались и применялись методы и приемы: экспериментирование; моделирование; воссоздание; преобразование; конструирование, словом те, которые позволяли ребенку продолжать целенаправленное развитие элементарных математических представлений. Кроме того, такая работа сблизила детей и родителей, помогает наладить общение. Дети любят общаться, их радует одобрение взрослых, а это поощряет их к освоению новых действий.
Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. Проведенная мною диагностика дает возможность предположить, что у детей произошёл качественный рост в показателях математического развития.
Проделанная работа показала, что разработанная мною система работы по развитию элементарных математических представлений (величины, цвета, формы) способствовала повышению уровня математического развития детей. За это время мне удалось совершенствовать дидактический материал по формированию математических представлений, разработать и внедрить в практику эффективные дидактические средства, применить разнообразные формы для организации процесса развития элементарных математических представлений, организовать работу по преемственности в формировании основных математических - представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе. Перспективу своей работы я вижу в том, что элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников, которое осуществляется на протяжении всего дошкольного периода, позволяет мне искать наиболее интересные формы работы, что также способствует развитию элементарных математических представлений. А дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асмолов А. Г. "Психология личности".- М. : Просвещение 1990г.
2. Альтхауз Д., Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г.
3. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". -М. : Просвещение 1989 г.
4. Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М. : Педагогика 1982г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание», 1988г. № 2
6. Журнал «Дошкольное воспитание», 1979г. № 10
7. Журнал «Дошкольное воспитание», 1981г. № 3
8. Ерофеева Т. И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М
Просвещение 1992г.
9. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г.
10. Логинова В. И. " Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". –Л. : 1990г.
11. Метлина Л. С. "Математика в детском саду". - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
12. Носова Е. А. "Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г.
13. Проскура Е. В. "Развитие познавательных способностей дошкольника» Под ред. Венгер Л. А. -Киев :1985г. стр. 39-42 1982г.
14. Смоленцева А. А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г.
15. Тарунтаева Т. В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", - М. 6 Просвещение 1980г.
16. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г.