Татьяна Петкова
Развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(В. А. Сухомлинский)
Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.
Публикация «Развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Для того, чтобы ребенок успешно развивался, хорошо учился в школе, необходимо еще в раннем возрасте начинать развивать его речь, как основу коммуникации ребенка с другими людьми. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познания окружающего мира и развитием личности в целом. Следовательно, развитие речи — одна из важнейших задач дошкольного образования.
Актуальность данной темы
Речь ребёнка – это показатель его развития.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутым становятся фразы.
На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а так же слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников : некоторые из них говорят тихо, чуть слышно (особенно если не уверенны в правильности произношения, другие – крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко, учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами. Необходимо использовать игры для развития детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой и предметом, внятно произносить одно-, двух-, трёхсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражание.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Заниматься развитием ребенка стоит с раннего возраста, и подходить к этому вопросу нужно всесторонне. Ребенку необходимо привить не только основные навыки и умения, но и воспитать в нем моральные нормы и правила поведения.
Игра — первая ступень воспитания, она представляет благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого следует, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность, и развивать их язык. Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К. Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения. Ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающего мира, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики — это лишение его главного источника развития. Играющий ребенок непрерывно говорит; он не говорит в том случае, если играет один и манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игры, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это те игрушки, которые изображают одушевленные предметы: животных, людей. Например, лошадка, которой играет ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как со своей живой лошадью говорит ее хозяин. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Кукла становится партнером по общению для ребенка. Особенную роль в развитии речи играют подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким трех-четырехлетним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Особое значение для развития языка и речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стих, предписывающий то или иное игровое действие.
Например, в дошкольной педагогике важную роль играют дидактические игры ( три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры). В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме) что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Познавая окружающий мир, ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря используются дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит» и др. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизация словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребенком.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.
Цель: Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Пополнить предметно-пространственную среду в группе по речевому развитию детей.
3. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
4. Способствовать активизации и нормализации речевой функции.
5. Развить воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
6. Создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Дидактические игры: игры с предметами (игрушками, природными материалом, настольно-печатные и словесные игры.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Театрализованная игра.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2020-2021 учебный год
Работа с детьми
Месяц Содержание Задачи
Сентябрь Сюжетно-ролевая игра «Компот для Белки»
1. Закрепить знание о фруктах. 2. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. 3. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты».
Д/и «Громко — тихо»
Учить детей менять силу голоса : говорить то громко, то тихо.
Сюжетно-ролевая игра «Я – водитель!»
1. Активизировать и расширить словарь детей названиями разных видов машин
(грузовые и легковые, машины скорой помощи, пожарные, полицейские и др., а также проговаривать действия в игре (перевозить, подвозить, догонять, катать, везти, чинить и мыть автомобили). 2. Побуждать детей сопровождать свои действия звуками («У-у-у!», «Би-би!», «Ту-ту!», «Т-р-р-р!», словами («Поехали», «Стоп!» и др.).
Театрализованная игра «Научим зайку правильно говорить»
Закреплять правильное произношение знакомых слов. Развивать интонационную выразительность
Д/и «Ориентировка в форме и цвете»
1. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)».
2. Активизировать словарь прилагательных.
Октябрь Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» 1. Развить речь, активизировать словарь, закрепить названия животных.
2. Побудить детей к рассказу, что запомнилось в зоопарке. Отвечать на вопросы: Кто? Кого? С кем? Какой?
Дидактические карточки «Одежда» 1. Обогащать словарь детей названия одежды.
2. Научить обобщать предметы одежды, обуви, головных уборов.
3. Научить различать какие предметы одежды нужно одевать в разное время года.
Д/и «Собираем урожай» 1. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты и овощи.
2. Закрепить знание о фруктах и овощах.
Д/и «Чей голос?»
Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Развивать речь детей.
Сюжетно-ролевая игра «Кукла проснулась» Активизировать словарь детей, учить проговаривать правильно действия с куклой.
Ноябрь
Д/и «Кто где живет?»
1. Активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. 2. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Например: Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике.
Д/ и: «Веселый кубик»
1. Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом (кубик с сюжетными картинками на каждой грани, изображающими действие мальчика).
2. Активизировать глаголы: сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит.
Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской»
1. Развивать речь детей,
побуждать разговаривать от имени парикмахера или клиента. Например, спрашивать: «Красиво?», «Эту заколку хотите?», «Спасибо», «Нравится».
Д/и «Чудесная коробка»
1. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход).
2. Активизация словаря детей, за счет слов: руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт.
3. Учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы.
Д/и «Найди подобные предметы» Развивать атрибутивный словарь детей. Научить отвечать на вопросы «Что?», «Какой?».
Декабрь Д/и «Собираем пирамидку» Учить называть размер колец (большое, маленькое) и их цвет.
Театрализованная игра «В гости бабушка пришла» Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими величину и цвет предметов, и существительными, обозначающими названия предметов одежды.
Сюжетно-ролевая игра «Мы украшаем елку» 1. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия елочных игрушек.
2. Побуждать называть цвет, форму, величину игрушек, материал, из чего они сделаны.
Д/и «Валенки и сапожки»
Приучать детей слушать потешку, сопровождая чтение показом картинки.
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов обуви.
Д/и «Много и мало» Активизация словаря, научить применять правильно элементарные математические понятия «много» и «мало» в различных ситуациях.
Январь Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю»
1. Активизация словаря. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды, учить находить названные предметы среди прочих.
2. Дать обобщающее понятие «посуда».
3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.
Д/и «Найди пару» Обогащать словарь детей существительными, названиями одежды. Развивать атрибутивный словарь детей. Научить отвечать на вопросы «Что?», «Какой?».
Д/и «Снег идет» Развивать речь детей, побуждать их называть величину, форму, понятия «много» и «мало», проговаривать изменения в природе, на улице.
Сюжетно-ролевая игра «Рыжий кот»
Активизировать словарь детей, учить проговаривать правильно действия с игрушкой, котом.
Д/и «Кто быстрее?» Развивать речь детей, освоить понятия «длинное» и «короткое».
Февраль Д/и «Чудесная корзинка»
Активизация словаря прилагательных. Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус).
Д/и «Приготовь обед для куклы» Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими величину и цвет, глаголами, обозначающими действия взрослых и сверстников.
Сюжетно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон»
Способствовать речевому развитию и общению ребенка со сверстниками, взрослым, с воображаемым персонажем.
Д/и «Оденем куклу Варю на прогулку» Развивать речь детей, навыки сравнения, закрепить последовательность одевания на прогулку.
Д/и «Наведем порядок в доме» Активизировать речь детей, повторить правила безопасности в доме.
Март Дидактическая игра «Мама шьет платье кукле» Активизация словаря, побуждать называть предметы одежды, форму, цвет, величину, проговаривать действия взрослых.
Театрализованная игра «Олины помощники»
Развивать речь детей. Образовывать форму множественного числа глаголов.
Дидактическая игра «Собери букет для мамы»
1. Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет (составить букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки).
2. Активизация атрибутивного словаря.
Научить детей объяснять свой выбор ( например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).
Сюжетно-ролевая игра «У бабушки в гостях»
1. Обогощать словарь детей названиями домашних животных.
2. Учить отвечать на вопрос «Кто?».
Д/и
«Позови свою маму» Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Апрель
Театрализованная игра «Новая мебель для Маши» 1. Обогащать словарь существительными, обозначающими названия предметов мебели.
2. Отвечать на вопрос «Что?»
Дидактическая игра «Чего не стало?» Обогащать словарь детей названиями игрушек.
Театрализованная игра «Грустный и веселый зайчик» 1. Умение называть состояние персонажа.
2. Внимательно слушать литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие.
Д/и «Геометрические фигуры» Развивать речь детей.
Побуждать называть цвет, форму, величину.
Сюжетно-ролевая игра «Доктор для мишки» Побуждать детей разговаривать от имени доктор. Активизировать словарь детей.
Май Игра «Пускание корабликов»
Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.
Сюжетно-ролевая игра «Маленькие путешественники»
1. Способствовать речевому развитию и общению ребенка со сверстниками, взрослыми, в рамках игрового сюжета.
2. Организовать игры детей в поездки на разных видах транспорта, тем самым закрепить и проговаривать знания о транспорте, правила поведения и набор фраз, используемых в общественных местах (кино, зоопарк, магазин, общественный транспорт).
Д/и «Кубики-пазлы» Развивать речь детей. Закрепить знакомые названия животных и птиц, правильно произносить звукоподражания.
Д/и «Часы»
Развивать речевое внимание детей.
Театрализованная игра «Колобок»
Упражняться в произнесении звукоподражания.
Работа с родителями:
Сентябрь
Предложить родителям опросник «Как играет Ваш ребенок?», целью которого является определение того, насколько ребенок способен к общению и игровой деятельности.
Октябрь
Консультация для родителей: «Развитие речи детей 3-4 лет».
Памятка на тему «Игры, наблюдения во время прогулок»
Ноябрь
Консультация «Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста».
Декабрь
Оформление папки передвижки «Новогодний утренник в детском саду».
Январь
Составление картотеки дидактических игр, пальчиковых игр для работы с детьми.
Февраль
Папка-передвижка для родителей «Роль игры в жизни дошкольников», «Чистоговорки», «Загадки».
Март
Выставка рисунков на тему «Букет для мамы».
Апрель
Помощь родителей в создании ППРС группы. Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне «Бабушкины сказки".
Создание совместного фотоальбома «Моя семья».
Май
Проект нравственно-патриотический «Дерево памяти».
Самореализация:
*Изучение литературы по данной теме.
*Подбор материала по теме.
*Оформить картотеку дидактических, сюжетно-ролевых и пальчиковых игр.
*Написать конспект НОД во 2 младшей группе на тему : «Новоселье у куклы Ариши» по развитию речи.
Изучение методической литературы:
Сентябрь-май
1. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. Гербова В. В. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2020.
2. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Т. Д. Пашкевич, «Учитель», Волгоград.
3. Речевая мозаика. Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет. Романович О. А., Стефанова Н. Л., «Учитель», Волгоград.
4. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа 3-4 года. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва, 2019.
5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
6. Игровая деятельность в детском саду(2-7 лет). Губанова Н. Ф. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017.
7. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста. Методическое пособие. СПб. : Паритет, 2005.
8. Ермакова И. А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких. Санкт - Петербург: Издательский Дом «Литера», 2006.
9. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М. : Просвещение, 1981.
10. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника : Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000.