Получи документы

Анализ опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности по средствам театрализованной деятельности»

Любовь Петрова
Анализ опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности по средствам театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

Основание избранной темы:

1. Условия возникновения, становления опыта.

2. Актуаоьность и перспектива опыта.

3. Теоретическая база опыта.

4. Новизна опыта.

5. Ведущая педагогическая идея.

6. Технология опыта.

7. Результативность опыта

8. Заключение

9. Адресная направленность.

10. Трудоемкость опыта.

11. Список литературы.

Приложение

Подтверждающие документы

Искусство актера заключается в речи и в движении тела.

И. Гёте

Публикация «Анализ опыта работы „Развитие познавательно-речевой активности по средствам театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Условия возникновения, становления опыта.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е. А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Актуальность и перспективность опыта.

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Формирование связной речи детей в детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной деятельности детей.

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.).

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей старшего дошкольного возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М. М. Алексеева, А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Г. М. Лямина, О. С. Ушакова, К. И. Чуковский, Д. Б. Эльконин, В. И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А. М. Леушина, А. М. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).

Например, использование различных видов творчества, театральной игры для развития речи, пока не нашло широкого применения в практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Теоретическая база опыта

В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Новизна опыта

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, А. А. Леонтьев, М. М. Конина и многие другие.

Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л. С., Леонтьев А. А., Рудинштейн С. Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Исследования, проведённые психологами, педагогами, лингвистами, Е. А. Тихеевой, Е. А. Флёриной, Ф. А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных –М. Монтессори, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Е. Н. Водовозова и других.

Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Струниной Е. М. и Ушаковой О. С. Шохова О. А. представила два направления работы с дошкольниками: сказкотерапию и занятия по развитию связной монологической речи. Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репрудуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Цель

.

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством театральной деятельности.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно определить гипотезу исследования: развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении будут эффективными, если:

определены критерии, показатели и уровень сформированности речи детей;

разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей;

при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Задачи исследования:

Изучить состояние работы по развитию речи детей средней, старшей группы.

Изучить литературу по данной проблеме.

Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.

Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театральную деятельность.

Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Комплекс сценариев, досугов с детьми и родителями по развитию речи, а так же подборка разработок театральных игр может быть использована в работе дошкольного образовательного учреждения.

Ведущая педагогическая идея.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С. Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Технология опыта

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1этап-подготовительный.

На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.

Недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.

Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей. Анализ результатов по средней группе показал, что в основном соответствуют низкому и среднему уровню.

Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.

Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.

Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.

Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:

выработать систему театрализованных игр для детей.

оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы.

Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Разработала сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей «Путешествие в сказку», «Весенняя сказка».

Подготовила и провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Подготовила анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей», разработала памятку «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?»

Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку

Метод и формы воспитания.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.

1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр.

3. Показ сказок в средней группе :«Заюшкина избушка», «кот, лиса и петух» «Репка», театрализованное представление сказки «Теремок», драматизация «Телефон» К Чуковского.

4. Показ сказок в старшей группе: «Заяц- симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка»

5. Показ сказок для родителей: ««Новогоднее приключение колобка», «Царевна- лягушка».

При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.

Требования к проведению театрализованных игр, я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

Для повышения педагогического мастерства:

1. Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями в средней и старшей группе.

2. Разработала и подобрала для детей игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Результативность опыта.

По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.

Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.

В средней группе.

Первое диагностирование. Второе диагностирование

Высокий уровень - 24.2%

Средний 44.2 % 75.8%

Низкий 55.8 % -

Общие показатели диагностирования по средней группе высокий уровень вырос на 24.2%, средний на 31.6%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.

В старшей группе.

Первое диагностирование. Второе диагностирование

Высокий уровень -13.8% 42.8%

Средний 69 % 57.2%

Низкий 17.2 % -

Общие показатели диагностирования по старшей группе высокий уровень вырос на 29%, средний уменьшился на 11.9%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась, так как у детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.

В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.

Адресная направленность опыта

Опыт работы по данному направлению разрабатывался и внедрялся в практику педагогической работы в течении двух лет. Имеющийся материал рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, родителей воспитанников, педагогов ДОО.

Трудоемкость опыта.

В опыте представлены: дополнительные программы, конспекты занятий, проекты, методические и практические материалы непосредственной образовательной деятельности по данной теме, практические материалы.

Список литературы

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвящение, 1990.

2. Арушанова А. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.

3. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алксеева. – М., Академия, 1999.

4. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М. : «Педагогика», 1974

5. Статья Акуловой О. В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006. - N4

6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М. : Изд-во института психотерапии, 2001.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство познавательно-речевой активности Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста «Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»Устное народное творчество.

Из опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие дошкольника» ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления.

Представление опыта работы Развитие речи, речевого общения и Творческого потенциала средствами театрализованной деятельности. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного.

Применение игровой обучающей ситуации в формировании познавательно — речевой активности детей старшего дошкольного возраста Современные изменения в дошкольном образовании обуславливают приоритеты обеспечения разностороннего развития будущих школьников. Поиск новых.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» В рамках данного проекта проводилась работа по следующим подпроектам. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание из личного опыта «Новый.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» Продолжение. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание о своих родственниках по семейным фотографиям «Наша Армия» Срок : февраль Задачи:.

Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников.

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов 1. Актуальность Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые:.

Развитие речевой активности посредством cказкотерепии. 1. Условия формирования опыта. По данной теме мною была подобрана и изучена литература: 1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности по средствам театрализованной деятельности»
Опубликовано: 30 октября 2017 в 06:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности по средствам театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Петрова (УИ 1104350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД