Ирина Балычева
Представление опыта работы Развитие речи, речевого общения и Творческого потенциала средствами театрализованной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Публикация «Представление опыта работы Развитие речи, речевого общения и Творческого потенциала средствами театрализованной деятельности,» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
В нашей работе важнейшим звеном является работа над спектаклем, которая проходит в несколько этапов:
- анализ содержания произведения,
- распределение ролей,
- игровые упражнения и этюды,
- постановочная работа над целостным спектаклем.
Вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс в разных режимных моментах в течение дня и в различных видах детской активности, наполняя общим смыслом и содержанием занятия и прогулки, игры и продуктивную деятельность.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети знакомятся с произведением, со средствами художественной выразительности, составляют модели сказок, овладевают символизацией как
На музыкальных занятиях разучиваем с детьми такие упражнения и этюды, которые помогают слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его в мимике и жестах.
На занятиях по физическому развитию и утренней гимнастике практикуются тематические этюды на развитие выразительности движений. Вот здесь и проявляются способности и фантазия дошколят.
В процессе изобразительной деятельности дети знакомятся с иллюстрациями к сказкам, рисуют сюжеты, лепят героев из пластилина, что позволяет обыграть сюжет. Всё это даёт возможность детям самостоятельно планировать театрализованную игру.
На занятиях по развитию речи с детьми выполняем дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры со словами, физкультминутки, упражнения по мимики которые способствуют усвоению элементов речевого общения
Целенаправленно подбираем дидактические и развивающие игры, соотнося их с сюжетом постановочной сказки,а так же разучивались с детьми скороговорки, чистоговорки, упражнения на развитие тембра и интонации голоса.
Для развития театрализованной деятельности детей в группе созданы благоприятные условия, создана предметно-развивающая среда :
- уголок театрализованной деятельности
- уголок художественной литературы
- уголок музыкальных инструментов
Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:
Дети приобретают уверенность в себе.
Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.
Дети умеют строить диалог.
Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.
Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)
Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.
Дети умеют распределять между собой обязанности.
Дети могут запомнить и описать любимого героя.
Дети сочиняют этюды по сказкам.
Результатом работы стала постановка спектакля: «Репка» с которой мы выступали на фестивале «Театральные каникулы».
Таким образом, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи, а так же развития речевого общения.