Елена Павлова
Применение игровой обучающей ситуации в формировании познавательно — речевой активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные изменения в дошкольном образовании обуславливают приоритеты обеспечения разностороннего развития будущих школьников. Поиск новых средств образования в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое. Поэтому имеется необходимость рассмотрения новых подходов по совершенствованию образовательной деятельности с дошкольниками.
Публикация «Применение игровой обучающей ситуации в формировании познавательно — речевой активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Актуальность формирования познавательно – речевой активности дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень развития речевой активности ребенка, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об образовании», ФГОС дошкольного образования и др. Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования речевой активности дошкольников.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования остается подбор средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур.
В последнее время сильно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. По исследованиям Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, ОНР III уровня характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
По мнению ряда авторов (Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Придя в школу, они будут испытывать трудности в усвоении программы.
Преобладающий тип лексических ошибок у детей с ОНР - неправильное употребление слов в речевом контексте, редкое использование антонимов и синонимов. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются перечислением действий.
Речевое отставание также отрицательно сказывается на развитии познавательных процессов. Поэтому формирование познавательно – речевой активности детей данной категории является одной из актуальных проблем в логопедии. Исходя из этого, мы решили связать логопедическую работу с привлечением игровых обучающих ситуаций, театральных средств, атрибутов и их элементов. Однако эффективным средством игровая обучающая ситуация станет, если учитель-логопед:
- умеет подбирать содержание игровых обучающих ситуаций;
- владеет методикой и организацией игровой обучающей ситуации;
- использует систему работы с играми;
- владеет диагностическими методиками исследования словаря детей с ОНР III уровня.
Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра — это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры — развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Специфика обучающей игры заключается в ее структуре, которая содержит и учебные задачи. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны логопеда оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В. Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов : загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.
По мнению А. В. Запорожца, игра — это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности.
Таким образом, различные структурные элементы игры (воображаемая ситуация, интересный сюжет, ролевые действия и отношения) послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая, несомненно, окажет влияние на содержание их игр в дальнейшем.
Каким же элементам игры следует отдавать предпочтение при использовании игровых ситуаций на логопедических занятиях? В зависимости от учебной задачи и содержания занятия в равной степени могут быть использованы сюжет, ролевые отношения, сказочные или литературные персонажи и др. В любом случае характер игры определяется логикой построения занятия, которое направлено на достижение определенной дидактической цели. С самого начала ход игры регламентирован, и его определяет логопед, который должен детально продумать, подготовить, организовать и направить игру в нужное русло. В процессе игры дети «следуют» за педагогом в отличие от самостоятельной игровой деятельности, где логопед, даже непосредственно руководя игрой, «следует» за дошкольниками. Игровая функция педагога во время занятий очень важна, так как от него зависит процесс осуществления игры. Его замысел останется нереализованным, если сюжет не заинтересует детей, не вызовет у них эмоционального отклика или будет нарушено ролевое поведение.
С развитием игровой деятельности правила поведения для детей старшего дошкольного возраста становятся ядром роли. Эти теоретические положения необходимо учитывать при использовании сюжетно-ролевой игры или отдельных ее элементов в организации процесса обучения. Их недооценка может привести к разрушению игры. Следовательно, необходимо вновь вернуться к дидактической игре.
Дидактические игры, рекомендуемые для детских садов, значительно различаются по форме и содержанию. В играх, не имеющих определенного сюжета, более отчетливо выражены игровые действия и правила, их обучающая цель преобладает над игровой, что не позволяет в полную силу осуществить собственную игру, развернуть сюжет, ролевое поведение детей.
Мы считаем, что оптимальная форма использования игры в процессе познавательно – речевого развития дошкольников — это игровые обучающие ситуации (ИОС, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на логопедических занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты : сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементом в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.
В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом логопедического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Описываются три этапа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями : ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС — путешествия.
Первый этап строится на использовании игрушек-аналогов, изображающих животных, растения и др. Существует огромное разнообразие игрушек (мягких, резиновых и пр.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Главный смысл использования игрушек такого рода — сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом.
Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с его игрушечным изображением по внешнему облику и способу функционирования (действия). Различные игровые ситуации на занятиях показали, что игрушку-аналог можно использовать в дидактических целях для формирования у детей дошкольного возраста реалистических представлений о животных.
Присутствие игрушки уместно всякий раз, когда занятие строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, так как исключена возможность взять в руки настоящих животных.
Форма игрушки должна быть узнаваема и не вызывать сомнения и принадлежности к тому или иному виду животных или растений. Игрушка независимо от материала, из которого она изготовлена, должна вызывать положительные эмоции, быть «доброй», симпатичной, эстетичной — ее окраска может быть декоративной, но всегда высокохудожественной.
Второй тип игровых обучающих ситуаций составляют ИОС с использованием кукол, изображающих персонажи литературных произведений, хорошо знакомых детям. Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Персонажи сказок (Чиполлино, Незнайка, Карлсон, Айболит, Красная Шапочка и др., опираясь на их «литературную биографию», можно с успехом использовать на логопедических занятиях, автивизируя с их помощью познавательную деятельность дошкольников и решая дидактические задачи программного содержания. Куклы из сказок — не просто симпатичные игрушки, которые развлекают детей, а персонажи со своим характером и настроением, своей манерой поведения, проистекающей из сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых неожиданных ситуациях проявляются типичные черты характера этих героев. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложное положение, и тогда необходимы знания и помощь ребят. Такие моменты хороши тем, что дети начинают их учить — объясняют, рассказывают им то, что уже сами знают, т. е. из обучаемых превращаются в обучающих, благодаря чему активизируется их умственная деятельность.
На занятиях логопед задает детям вопросы, что-то объясняет, рассказывает, но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его ошибки. Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют рассказ логопеда, уточняя и закрепляя при этом полученные знания.
Третий тип игровых обучающих ситуаций — игра в путешествия. В каждом случае сюжет такой игры следует тщательно продумать. Дети в качестве путешественников, экскурсантов, туристов должны «побывать» во многих местах. Логопед берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы или опытного путешественника. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь ему могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли, которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения.
Все игровые обучающие ситуации требуют от логопеда определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам логопед легко входил в игру — ведь он часто исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается логопедом, который проводит занятие с детьми. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки определенного времени, но это неопасно, так как хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.
Ниже приведено содержание одной игровой ситуации.
Тема «Красная Шапочка встречает лесных животных»
Дидактическая цель : уточнить представления детей о жизни зайца, ежа и белки в лесу (особенности передвижения, питания, защиты от врагов, выведения потомства).
К детям приходит Красная Шапочка.
Красная Шапочка. Ребята, я вчера ходила к своей бабушке совсем другой дорогой. Волк мне не попался, зато я повстречала таких добрых и хорошеньких жителей леса! Догадайтесь, кто они?
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(Заяц)
Дети отгадывают загадку.
Расскажите, что вы знаете о зайце.
Дети высказываются.
А я узнала от зайца, когда с ним беседовала, что он тоже не любит волка, потому что тот на него охотится. А еще я в лесу увидела необычную рыжую «птичку» на дереве. Кто она?
Кто на ветке шишки грыз
И бросал чешуйки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дыбы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Дети отгадывают загадку.
Белка очень спешила к своим детям, и поэтому мы не сумели с ней поговорить. А что вы знаете о белке?
Дети высказываются, логопед помогает, дополняет, сообщает им то, что дети забыли или не знают.
Иду я дальше по лесу и встречаю зверя, который сильно меня напугал: он громко топал, шуршал в кустах, фыркал. Какой смешной зверь! У всех бывает мягкая шерсть, а у него колючки; у всех есть хвост, а у него нет.
Сам он круглый, а не мяч.
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмешь.
А зовется это.. . (Ёж).
Ребята! Благодарю вас за интересную беседу, обещаю еще раз прийти в гости. А к бабушке буду ходить только по этой дороге, чтобы не встречаться с волком и видеть своих новых друзей.
Театрализация логопедического процесса вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т. д.
Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Основные направления логопедической работы
в театрально-игровой деятельности
• Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
• Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
• Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Театрально-игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию речевой активности детей, мелкой моторики рук, координации движений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка (см. таблицу).
Текст (произносит логопед) Движения или статичная поза
1 2
Осень
Раз, два, три, четыре, пять — мы идем грибы искать Поочередно показать пальцы, имитация ходьбы ими Языком двигать вверх-вниз
Собираем грибы в корзинку Переплести пальцы «корзинкой» Язык «чашечкой»
Нам весело в осеннем лесу Потянуть руки вверх Улыбнуться (губы сомкнуты, язык за зубами)
Посмотрите, как много здесь брусники. Попробуйте ягоды на вкус Положить левую ладонь на стол, а правой собирать ягоды Улыбнуться и кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, затем нижнюю губу. Движения плавные
Ветер северный подул и все листья с деревьев сдул Распрямить кисти рук и пошевелить пальцами Язычок положить на нижнюю губу, легко подуть на него (язык широкий)
Полетели, закружились и на землю опустились Двигать плавно руками, опустив на стол ладошками вверх Языком делать круговые движения (вверх, вниз, в стороны)
Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап» Постучать пальцами по столу Язычком постучать по верхним зубам
На полянке толстячок — это гриб боровичок Сжать правую руку в кулак, накрыть ладонью левой руки правую Язык присосать к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Язык прогнуть «чашечкой»
А под ним, собрав пожитки, в домик прячутся улитки Оставить левую руку сверху, а правая рука «Улитка» Рот открыть (язык спокойно лежит за зубами)
Шли-шли — к мишкиной берлоге подошли Соединить кончики пальцев в виде круга Рот широко открыть и показать, как зевает мишка (3-3 раза)
Зима
Мы во двор пошли гулять — раз, два, три, четыре, пять Загибать пальчики по одному Языком двигать вверх-вниз
Бабу снежную лепили Имитировать лепку снежных комков Скругленные края языка загнуть вверх «чашечкой»
Птичек крошками кормили Крошить хлеб всеми пальцами Язык сложить «чашечкой-кормушкой»
С горки мы потом катались Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой Рот открыть, язык опустить за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горкой»
И на саночках катались Положить на стол ладонь правой руки и вести по ней указательным пальцем левой руки Упражнение «Саночки» - рот открыть, улыбнуться. Языком двигать вперед-назад. Боковые края языка скользят по коренным зубам, нижняя челюсть не должна двигаться
А еще в снегу валялись Положить ладони на стол, повернуть другой стороной Плавно двигать широким языком вперед-назад
Все в снегу пришли Отряхнуть ладони от снега Упражнение «Цоканье»
Съели суп и спать легли Проводить движения воображаемой ложкой Упражнение «Лодочки»
Весна
Каплями забулькала, плакала сосулька: «Кап-кап-кап!» Стучат указательными и безымянными пальцами по столу Упражнение «Сосулька тает» - открыть рот, вытянуть острый язык
А вот и долгожданное тепло к нам пришло. На земле лужи Положить руки на колени ладонями вниз Рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и чуть-чуть двигать его сначала в левую, затем в правую сторону
На реке трескается лед, плывут льдины Ударять 3 раза кулачками друг о друга Двигать нижней челюстью вправо-влево
На опушке береза. Вот её ствол Соединить локти, поднять вверх пальцы Язык высунуть и напряженно тянуть к носу
Лопаются почки на деревьях Вытянуть напряженно пальцы, широко расставить и коснуться по очереди друг друга Широкий язык подвести под верхнюю губу и пощелкать
За зиму звери похудели Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево-вправо Щеки втянуть, затем вернуться в исходное положение
Наши алые цветки раскрывают лепестки Раскрывать цветок (руки «чашечкой») Улыбнуться
Наши алые цветки закрывают лепестки Закрыть цветок Язык «чашечкой»
И тихо спать легли Положить руки под щеку Рот закрыть, язык спокойно лежит за нижними зубами
Тихо засыпают, головками качают Качать кулачками вперед-назад Язык двигать вверх-вниз, затем убирать за нижние зубы
В соответствии с основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности нами были разработаны логопедические занятия с элементами театра «Клоун Кудряшкин» (звуки «к», «к`», лексическая тема «Цирк»); «Пират на необитаемом острове» (дифференциация звуков «ш», «ж», лексическая тема «Весна», «Крокодил Гена идет в армию» (дифференциация звуков «г», «к», лексическая тема «Защитники Отечества»); «Снегурочкина школа» (дифференциация звуков «з», «с», лексическая тема «Зима»); «Веснянка» (дифференциация звуков «в», «в`», лексическая тема «Весна»); «Лисья школа» (дифференциация звуков «л», «л`», лексическая тема «Дикие животные»).
Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Список библиографии:
1. Закон РФ «Об образовании». Федеральный закон № 122-ФЗ в редакции от 22.08.204.
2. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
3. Лакоцевина Т. П. Сказочный алфавит от А до И. Ч. 1. 2005.
4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2005.
5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Метод. рек. по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб., 2006.
Электронные источники:
1. https://nsportal.ru/
2. https://www.uchportal.ru/