Татьяна
Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Публикация «Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2017
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Таким образом, тема опыта работы «Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов» является актуальной и практически значимой в области дошкольной педагогики.
Предметом исследования является познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР через проектную деятельность
Цель – изучить в теории и реализовать на практике возможности использования метода проектов для познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Задачи:
1)Обогащать активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
2) Развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;
3)Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
4)Развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования - учитывая, что Метод проектов способствует активному развитию творчества в разных видах деятельности, в частности в познании окружающего и развитии связной речи, мы предполагаем, что использование проектной деятельности окажет эффективное воздействие на познавательно-речевую активность детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2. Использование метода проектов в познавательно-речевой деятельности дошкольников
Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс ДОУ, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта.
Считается, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.
Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать историческую информацию о предмете, является проектная деятельность.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, развитие познавательной активности ребенка. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребёнок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребёнка.
Проектная деятельность предполагает погружение детского коллектива в проблему. Она дает возможность развивать поисковую деятельность, экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов способствует активному развитию творчества в разных видах деятельности, в частности в развитии связной речи.
Вывод по главе:
При традиционном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому мы решили, что необходимо целенаправленное обучение связной речи. И для успешного её решения кроме приоритетных направлений работы над каждой речевой задачей актуальной и эффективной является проектная деятельность.
3. Опыт. Метод проектов в познавательно-речевой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Уже несколько лет слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего детского сада. Моя работа над проектами включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, и проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3)разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организации развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направленной поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, демонстрация.
Реализацию проектов я строила на следующих принципах:
• учёта возрастных особенностей;
• индивидуального подхода;
• интеграции;
• координации деятельности педагогов;
• преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
Результаты диагностического обследования в начале старшей группы показали предварительную картину речевого развития : у детей преобладал низкий уровни речевых умений. Выявилась проблема: неумение строить связный текст, соблюдая все структурные элементы, используя разнообразные способы связей между предложениями и структурными частями высказывания, а вторая проблема: культура речи у детей на низком уровне.
В нашей логопедической группе есть благодатная почва для развития речи в рамках проектной деятельности детей – это работа по темам недели, лексическим темам (краткосрочные проекты). Лексика – это обогащение словаря ребенка и не только существительными. Конечно, хорошо, поработав с детьми над темой, обогатив знаниями и опытом детей, можно выдать в виде презентации свой проект. Но гораздо важнее и сложнее, если этот проект донесут до зрителей наши дети с ОНР. Речь детей тесно взаимосвязана с другими психическими процессами ребенка. Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления. Развивая речь, мы работаем над восприятием, памятью, вниманием и воображением наших детей. Очень удобно, что тема, над которой работаешь, длится неделю.
3.1. Краткосрочные проекты
В течение года мы организуем краткосрочные проекты по лексическим темам. В начале года, в старшей группе, несмотря на большой объем проделанной работы с детьми по теме недели, наши дети не смогли составить связные рассказы. Речь детей была несовершенной, высказывания детей в виде обрывочных фраз. Хотя желание выйти и рассказать было. Это уже плюс, начало года…
Решила подключить родителей. Провела собрание: «Тематические недели, что это значит?», «Лексические темы». Рассказала о неудачном первом опыте над детским проектом и попросила их помощи, в работе с детьми; рассказав им о важности проработки лексических тем не только в группе, но и дома. Посоветовала на собрании: какую именно помощь они могут оказать своему ребенку. Родителям надо обратить особое внимание на то, что «ребенок – это глаз». То, что он увидит, он запомнит лучше, чем услышит об этом же. Не зря же в народе говорят: «Лучше 1 раз увидеть, чем сто раз услышать».
Помощь родителей необходима во многих темах нашего учебного года. Я останавливалась подробно на каждой теме, указывая, чем могут помочь своему ребенку родители. Во-первых, у родителей есть транспорт, что дает возможность выезжать с детьми и знакомится с изучаемыми объектами; компьютер, в котором можно найти что-то интересное по теме, узнать, прийти и рассказать другим детям. С родителями можно сделать фотографии, по которым потом легче вспомнить, где были и что видели, опираясь на личный опыт. Вот некоторые ситуаций, где родители могут быть нашими активными помощниками: мы не можем показать работу светофора, проходя тему дорожной безопасности детей, т. к. на Динамо у нас нет его. Мы не можем показать профессии и работу вокзала, железнодорожного транспорта по той же причине, а уж тем более морского, проходя тему «Транспорт», а родители могут. Мы не можем показать работу строителей, знакомя с темой: «Профессии», работу людей, занимающимся сельским хозяйством, не сможем увидеть Вечный огонь и фамилии погибших защитников отечества к теме «День Победы», не увидим и достопримечательности нашего города, а родителям это по силам. Ведь родители путешествуют, ходят со своими детьми на прогулки, проводят выходные дни с пользой для себя и для ребенка.
Так, совместно с родителями и учителем-логопедом мы добились определенных результатов. Вот пример нашей работы по теме «Урожай», которая длилась 2 недели ( охватывала лексические темы: «Овощи» и «Фрукты»)
Работая над проектом, мы включили по теме пальчиковую гимнастику «Овощи», дети сопровождают действия текстом, проговаривают правильно звуки, слова и предложения. Используем чистоговорки, пятиминутки с движениями рекомендованные Н. В. Нищевой. Провели беседу «О пользе овощей и фруктов», создали проблемную ситуацию «Как сохранить пользу овощей и фруктов». Включили в работу дидактические игры, которые обогащают не только знания детей по теме, но и развивают тактильные ощущения, сенсорные и мыслительные способности: «Вершки и корешки» «Чудесный мешочек» «Четвертый лишний», «Угадай на вкус» «Угадай на ощупь» «Что изменилось, «Чего не стало» и др. Дети с удовольствием играли в настольные игры: «Какой суп?» «Овощное лото», использовали раскраски по теме. Конструировали «Корзину для овощей», лепили овощи и фрукты для магазина, рисовали «Овощи с нашего огорода», «Дары сада», рассматривали натюрморты. Дети выучили стихи по теме. Они играли с муляжами овощей и фруктов, рассматривали схемы приготовления фруктовых салатов, супов и соков. Копали настоящую картошку на своей грядке в огороде. Рисовали на асфальте мелом: «Веселые овощи» Создали выставку поделок из овощей: «Дары осени», играли в сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Супермаркет». Читали с детьми художественную литературу.
Мы используем в своей работе книги Т. Шорыгиной: «Овощи. Какие они?», «Фрукты. Какие они?» У Т. Шорыгиной есть книги по многим нашим темам, в ее книгах интересная подача материала в рассказах, стихах, сказках, играх, игровых упражнениях, очень интересно для детей и педагогов.
После такой работы пошло улучшение! Случилось поистине чудо. Наши дети заговорили. Они рассказывали, где были и что видели. Уже следующие темы: «Ягоды», «Грибы» сопровождались рассказами из личного опыта.
Случалось в группе и такое, что дети обижались, ссорились, не могли выслушать друг друга. Дети сложные, собранные из 3 групп. Образовательная область «Социализация» включает в себя коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развития общения и взаимодействия его со сверстниками. Одним из показателей коммуникативной компетентности ребенка является его ориентация на сверстника (важнейший компонент коммуникации). Игра «Подарите комплимент» мирила всех. Была отмечена речь всех участников, желающих высказаться. Не все дети могли то-то рассказать, бывало, что повторяли ответы других детей, но все были отмечены комплиментами. Учила умению высказываться (расскажи все до конца). Учили слушать собеседника, чтобы заметить интересное или красивое в его речи, формировали умение правильно перерабатывать информацию (мнемотаблицу составляли с ребенком, чтобы ему было легче составить последовательный рассказ). Мы учились сотрудничать. Мы учились умелой, эффективной речи через создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Формировали умение излагать свои мысли.
Есть такие психические процессы в речи как эмоции и чувства. Они тоже нужны были для подачи проекта. А у детей их не было. Дети говорили монотонно. Стали применять упражнение на эмоциональность: Скажи грустно, весело, печально, смешно, равнодушно, удивленно, радостно, восторженно и просила объяснить свои чувства при произнесении. Почему обрадовался или огорчился? Это понравилось детям и стало нашей ежедневной традицией.
Мы работали во взаимосвязи с логопедом над развитием свободного общения со взрослыми, развитием всех компонентов устной речи (лексической стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической в различных видах деятельности).
Дети легче стали разучивать стихи и отгадывать задки, свободнее строили диалоги по теме недели. Постепенно появилась у детей в речи эмоциональность.
3.2. Проекты средней продолжительности
Частичное практическое овладение воспитанниками нормами речи вело нас к более длительным проектам, которые мы разрабатывали во 2 половине года в старшей группе и в дальнейшем в подготовительной.
В старшей группе интересно проходила работа над проектом «Профессии».
Мы знакомились с трудом взрослых и орудиями труда. Знаний у детей практически не было. «Кто такой каменщик? – «Он камни собирает». «Что делают сантехники в новом доме?» – «Машину ремонтируют», - так говорили дети. Таким образом, мы вышли на проблему проекта, который длился 2 месяца. Я провела занятие «Кто построил детский сад». Это почти ничего не дало. Мы знакомились с чертежами проекта д/сада в кабинете зав. Т. Л. (работа архитектора) Искали на плане 2 этажа свою группу, ходили в цокольный этаж здания с завхозом, смотрели прочность фундамента и трубы водоснабжения. Детям стал известен архитектор, каменщик, водопроводчик.
Мы ходили в другие группы (к своей уже привыкли). Где работал стекольщик?. Где работал маляр в этой группе? А вот стройки поблизости нет посмотреть, какая техника работает на стройке, и какие люди на этой технике нет возможности, и я дала задание родителям показать строительство домов, строительную технику. С детьми подготовили альбомы строительной техники, учились словообразованию: На экскаваторе работает экскаваторщик…на асфальтоукладчике –асфальтоукладчик. И т. д. Особое внимание обращала на произношение длинных и незнакомых слов. Проговаривая их с детьми, объясняли их значение. Разбирали картинки «Что сначала, что потом» - поэтапное строительство дома. Подбирали картинки в альбомчик «Интересные дома». Разбирали и составляли загадки об инструментах, используемых при строительстве дома. Находили их на картинках. В группе была определена тема над работой проекта -
«Помогут нам родители узнать все о строителях».- Интересным было внесение конструктора из настоящих кирпичиков со схемами домов и настоящим раствором (вернее его компонентами, настоящим мастерком, только маленьким. Все хотели строить. Установили смены и нормы кладки стен. В фартуках и касках дети смотрелись настоящими строителями. Все наизусть знали норму замеса раствора. Не все родители показали стройку детям, зато дети своим родителям показали нашу стройку. Есть даже те, что отнеслись формально – свозили и все. Больше всех впечатлений было у братьев – Олега С. и Яна С. Они показывали фотографии с места строительства дома, рассказывали о технике эмоционально. Работа продолжалась. Использовали игру-путешествие по воображаемой стройке. Рассказывали братья по очереди, используя картинки, фото, «нашу стройку» Игра-путешествие – это передвижение с целью изучения, с познавательными целями. Один из источников получения знаний, сообщение новых сведений об окружающем мире. Играя, дети обучаются непроизвольно. Использовали свою строительную технику. Кто здесь работает? – я экскаваторщик на экскаваторе (еле выговаривал Антон). Интересно прошла игра.
Когда материал нашего проекта был собран и приготовлен к подаче его зрителям – мы выбирали ведущих, которые будут представлять проект. Большинству детей понравились эмоциональность и артистичность Ангелины М. Олега С. и Яна С. Пригласив родителей, я объяснила, что проект будут дети представлять в других группах (не знакомые зрители, педагогам и жюри, на дне детского проекта, который проходит ежегодно в нашем детском саду. Родители братьев создали макет дома, используя его части, дети рассказывали о строительных профессиях и стенд отделочных материалов (проявили творчество) и наш проект получил 1 место и право представлять проект на город от нашего детского сада. Все были рады, не только докладчики. В дет саду № проходил смотр лучших проектов. Мы были 19-е по счету на выступление. Решение жюри «Лучший проект» - был результатом нашей работы. После 1-ой пбеды мы провели родительское собрание: «Развитие речи ребенка в работе над проектной деятельностью» с показом детского проекта, объявили благодарность родителям за совместную работу по проекту.
На выступлении проектов дошкольников в дет саду № наш проект снова прозвучал, как «Лучший проект». Я очень рада за детей, что у них развивается познавательный интерес и любознательность к темам, которые мы проходим, а ведь это важнейший элемент формирования личности ребенка, усваиваются знания, возможность самим себя организовать. Дети нашей подготовительной к школе группе самостоятельно организуют продуктивную деятельность : рисуют, раскрашивают, мастерят из бумаги, фтулок, картона, природного материала, придумывают сами, работают легко по схеме, объясняют как это сделали.
В процессе работы над проектом дети научились общаться друг с другом Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения в школе.
Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас – педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии этого качества у ребенка, свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы и говорить
Итак, работая над проектной деятельностью детей, я старалась развивать в ребенке познавательно – речевую активность, чтобы он был всестороннее развитой личностью, приобщала к человеческим ценностям; формировала у детей творческое воображение, развивала любознательность, как основу познавательной активности; В заключении, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Главное достоинство работы над проектной деятельностью детей при использовании экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Реализация проектной деятельности осуществляется в течение всего учебного года. В результате проектной деятельности, я добилась положительных моментов по данной теме.
У детей лучше стали развиваться не только речь, но и операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, а также память, внимание, воображение, тактильные ощущения, мелкая моторика рук.
Возросла речевая активность во всех видах деятельности. В речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога. Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.
Сравнительная диаграмма по Образовательной области «Познание» (по возрастным группам)
Критерии 2 мл. гр. Ср. гр. Ст. гр. Под. гр.
Познавательный интерес 15% 25% 50% 98%
Познавательная активность 8% 32% 78% 95%
Предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. - - 52% 100%
Заключение
На основании результатов данного исследования обосновано, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. А также, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.