Ирина Репина
Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детство»
Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
Подготовила :
музыкальный руководитель Репина Ирина Владимировна.
2017г.
Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения. На сегодняшний день все службы образовательных учреждений (педагогическая, медицинская, психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия.
Публикация «Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования.
Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая духовного развития ребенка может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно – образовательного процесса.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья.
В практике детских садов достаточно широко распространены такие формы организации воспитательно-образовательной работы, как развлечения и вечера досуга. Развлечения с использованием математического материала содействуют развитию познавательной деятельности детей : аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения.
В процессе развлечения дети закрепляют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений.
Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты доставляют детям радость, развивают эстетические чувства.
В таких развлечениях применяются различные виды занимательного материала: задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, загадки, пословицы, логические упражнения и т. п.
Исходя из характера и содержания, можно выделить сюжетные и бессюжетные развлечения. Сюжетные подразделяются на развлечения с элементами драматизации, сюжетно-ролевой игры.
1. Развлечения с элементами драматизации строятся на основе сюжета литературных произведений, сказок.
2. Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры – это различные «путешествия» (на поезде, корабле ковре-самолете, «концерты» и т. д. здесь, как и непосредственной игре, дети производят в ролях все то, что они видят в окружающей их жизни и деятельности взрослых. В сценарий включается занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях является воспитатель.
3. Бессюжетные развлечения. Обычно это веселые соревнования по типу спортивных досугов. Участвуют в развлечении несколько команд. Можно не делить на команды, а предложить для выполнения всем равноценные по степени трудности задания.
При проведении развлечений с использованием занимательного математического материала необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Сочетать художественный и познавательный материал (атрибуты и оформление должны стимулировать активность детей в решении интеллектуальных задач).
2. Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов. Целесообразно использовать усложненные варианты знакомых занимательных математических задач и упражнений, способы решения которых могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен испытывать удовлетворение от преодоления трудностей, достижения цели.
3. Предусмотреть смену разных видов деятельности. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из ситуации, дать ответ на вопрос и т. д.)
4. Использовать в основном косвенные приемы руководства познавательной деятельностью детей.
5. Выполнение заданий сопровождать музыкой – это создает эмоциональную, приподнятую атмосферу досуга.
Примеры игр, используемых в развлечениях.
«Не промочи ноги»
На полу разложены пронумерованные дощечки. Надо пройти по дощечкам, согласно цифрам (прямой и обратный счет)
«Чей кружок быстрее соберется?»
Дети под музыку двигаются по залу, выполняя различные движения. По сигналу встают по двое, по трое, по четверо и т. д.
«Да – нет»
Воспитатель называет слово, затем кидает мяч. Ребёнок ловит мяч, если названный предмет является съедобным, и отбивает мяч, если предмет несъедобен.
(Возможна другая классификация предметов : живое – неживое, опасное – безопасное и т. д.).
«Найди сокровище»
Цель. Развивать пространственные ориентировки по схеме.
Материал. Схема движения к сокровищам, которые спрятаны в групповой комнате.
Ход игры. В игре участвуют 2 игрока. Ведущий предлагает отыскать сокровища. Найти тайник можно по схеме, на которой зашифровано местонахождение сокровищ. Играющие в паре рассматривают схему, расшифровывают ее и начинают искать тайник. Родитель читает, от какого ориентира нужно двигаться, сколько шагов отсчитывать, через сколько шагов поворачивать вправо или влево и т. д. Ребенок двигается в заданном направлении.
«Флажки»
- Игроки стоят в кругу. Каждый держит в руке флажок. Первый играющий говорит «один», передаёт свой флажок соседу, они вместе говорят «два», второй передаёт оба флажка соседу, они вместе говорят «три» и т. д.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Цель. Совершенствовать представления о последовательности чисел первого десятка.
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет любое число в пределах десяти. Поймавший мяч продолжает счет, как условились, в прямом (или обратном) порядке от названного числа и возвращает мяч. Если играющий затрудняется, дети помогают ему хором.
Математические шутки
1. Жили-были два зайца Прыг и Скок. Очень они любили морковку. Один съел три утром, а второй на три морковки больше. Сколько всего съели морковок?
2. Гулял волк по лесу и собирал цветочки. Кому подарить? Ну, конечно, красной Шапочке! Две ромашки, два василька, два колокольчика. Сколько цветов в букете?
3. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
4. В лесу росла береза. На ней росли яблоки:1 зеленое,2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?
5. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего
МБДОУ «Детство»
структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Путешествие в математическую страну
Музыкально-математическое развлечение в подготовительной группе
Музыкальный руководитель :
Репина И. В.
В развлечении принимают участие две команды. Дети заранее придумывают название своей команды, оформляют эмблему, выбирают капитана, разучивают песню-приветствие.
Звучит аудиозапись марша. Участники входят в музыкальный зал (на стенах развешаны математические знаки и цифры).
Ведущий: Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь!
Сегодня мы отправимся в удивительную страну Математику. Вы готовы? Чтоб в пути не скучать, возьмём в дорогу задорную песню.
Исполняют песню «Весёлые путешественники» (муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова).
Глашатай (роль исполняет взрослый). Внимание! Внимание! Сегодня в столице страны Математики - Цифрограде - проводятся игры и соревнования! Тех, кто любит играть и умеет считать, мы приглашаем принять в них участие. Жюри будет наблюдать за ходом соревнований и оценивать результаты. (Представляет членов жюри.) Команды, поприветствуйте друг друга.
Исполняют разученные песни.
Ведущий: Начинаем наши соревнования. Для ума зарядка - хитрая загадка.
Перед командами на столе выложены карточки с цифрами. Дети должны отгадать загадку, предлагаемую ведущим, и найти карточку с цифрой, название которой прозвучало в загадке. За каждое правильно выполненное задание командам вручаются флажки, по количеству которых в конце развлечения выявляется победитель.
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная. (Юла.)
***
Чтоб не замёрзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Варежка.)
***
Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья.)
***
И бренчит, и звенит.
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для этого нужны.
Что же это, отгадай-ка?
Это - наша. (Балалайка.)
***
На пяти проводах
Отдыхает стая птах. (Ноты.)
Ведущий: Дети, вспомните, сколько вы знаете нот? (Семь.) У всех нот есть имена. Назовите их. (Ответы детей.)
Поют песню «До, ре, ми, фа, соль.»
(муз. А. Островского, сл. З. Петровой).
Под аудиозапись песни «Волшебник-недоучка» (муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва) в зал входит Гном (его роль исполняет взрослый) с зонтом, на котором закреплены карточки с задачами.
Гном: Я не волшебник, я только учусь, и у меня не всегда всё получается. Я не смог решить эти задачи. Помогите мне, ребята!
Команды поочерёдно решают задачи.
На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (Три.)
***
Три яблока из сада ёжик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка,
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке. (Два.)
***
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят.
Сколько он обул утят? (Четыре.)
***
Кошка вышила ковёр –
Замечательный узор:
Две большие клетки,
В каждой по три ветки.
Села кошка на кровать,
Стала веточки считать.
Сколько веток на ковре? (Шесть.)
Спасибо, дети, что помогли мне решить эти сложные задачи. А теперь давайте поиграем.
Игра «Один, два, три, четыре, пять».
(Под музыку дети выполняют различные движения (маршируют, скачут боковым галопом, подскоками). В конце каждого музыкального фрагмента ведущий ударяет в бубен. Количество ударов указывает, как дети должны встать (по одному, парами, тройками, четвёрками и т. д.).
Гном: Мне очень понравилось с вами играть. Но я должен вернуться в школу волшебников. До свидания, дети! (Уходит.).
Ведущий: А мы продолжаем соревнования.
Встанем в две шеренги
И начнём играть.
Кто же самый ловкий.
Сможем мы узнать.
Игра «Считалочка»
(мексиканская народная песня, обр. М. Мильмана, русский текст Ю. Хазанова (Сб. «Водят дети хоровод». Сост. М. Медведева и В. Рыжкова/М. : Изд-во «Музыка», 1988).
Ребёнок.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
На столе у нас живут.
Всех матрёшками зовут.
Поиграли, порезвились
И одна в одну сложились.
Игра «Поставь матрёшек по росту».
(Дети выстраивают на магнитной доске матрё шек в соответствии с их размерами: первая команда - по убыванию, вторая - по возрастанию.)
Ведущий: Вы быстро справились с заданием, а теперь встречайте гостей - матрёшек.
Танец «Весёлые матрёшки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).
Ведущий: Объявляется конкурс капитанов. Они должны сложить части изображения так, чтобы получилась целая картинка.
Капитаны выполняют задание.
Игра «Не промочи ноги».
(Перед каждой командой выкладываются «кочки» (пронумерованные дощечки). Члены команд должны поочерёдно пройти через «болото», наступая на «кочки», соответствующие прямому и обратному порядку счёта (от 1 до 9).
Ведущий. А теперь мы отдохнём и для всех стихи прочтём. Не обычные, математические.
Дети:
Муравей сороконожке
Повстречался на дорожке:
- С добрым утром! Как дела?
Сорок лапок подала.
А пока он лапки жал –
Тут и вечер набежал. (Э. Гольдман.)
***
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок.
Для барашков и овечек -
Десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек,
Семь лепёшек, шесть ватрушек.
Пять коржей, четыре пышки.
Три батона, две коврижки.
И один калач купил -
Сам себя не позабыл.
Ритмическая игра «Дважды два - четыре» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
(Дети встают в два круга и повторяют за ведущим (прохлопывают) ритм музыкальных фраз.
Игра «Кто быстрее?».
(По залу раскладываются карточки с изображением различных предметов. Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети врассыпную бегают по залу. Музыка затихает, ведущий называет геометрическую фигуру (круг, овал, квадрат, треугольник, дети должны найти карточки с изо-бражением предметов, имеющих названную форму.)
Ведущий: А сейчас, а сейчас начинаем перепляс.
Звучит аудиозапись русской народной мелодии. Команды поочерёдно выполняют танцевальные движения, которые называет ведущий.
Ведущий: Вот и кончилось наше музыкальное путешествие по стране Математике, пора возвращаться в детский сад.
Жюри подводит итоги, вручает призы членам команд.