МААМ-картинки

Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста

Ольга Дудинова
Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов, произносить разные звуки помогут малые формы фольклора. Их звучность, напевность, занимательность привлекает детей, вызывает желание повторить и запомнить, что в свою очередь способствуют развитию разговорной речи.

Публикация «Из опыта работы, Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, поэтому необходимо:

• Систематизировать работу по использованию устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитание гуманных чувств;

• Обогатить мир знаний детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора;

• Повысить педагогическое мастерство в использовании фольклора в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста.

Начинать знакомство малышей с народным творчеством нужно с потешек, припевок, поговорок, колыбельных песен. Их дети слышат с раннего детства. Использование данного вида народного творчества помогает успокоить малыша, развеселить его, просто поговорить с ним. Такие процессы в жизни ребенка, как одевание, умывание, укладывание спать требует сопровождения словом. Радость желания повторить потешку можно вызвать у ребенка, если упомянуть в ней его имя. Здесь русское народное творчество было не заменимо. Оно способствовало созданию настроения.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувство сопереживания.

Также очень уместно использование малых форм фольклора при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Чтобы вызвать интерес к процессу умывания и создать радостное настроение, показ трудового действия сопровождается потешкой или песенкой.

Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребенка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрей установить контакт с ребенком пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. Ребенок вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях.

Грамотная и выразительная подача материала, способствует успешному восприятию детьми фольклорных текстов, формируется умение слушать и слышать. И, тогда, постепенно по законам красоты перед детьми «открывалась» притягательная сила народного слова – «чутье языка», элементы эстетического вкуса, закладывалась любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю, к Родине.

Также большое воспитывающее влияние на ребенка оказывает народная сказка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или другим персонажам. Это обнаружилось в строчках. Подчеркивающих, например, физическое напряжение или просьбу, печаль и слезы или прямую угрозу, нежность и заботливость и многое другое. Всю палитру человеческих отношений раскрывают перед ребенком в доступном содержании первые народные сказки.

Пословицы и поговорки являются жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства малышей; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. ведь пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений и мелких определений.

Полезным упражнением для детского ума является загадка, как одна из малых форм устного народного творчества. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь, развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?

Подводя итог можно сделать вывод о том, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный. И в чем бы не высказал себя народ в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно одно – это идет от души. А душа народная добра и красива!

Литература:

1. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.

3. Детский фольклор: к самостоятельной работе - М. : Русская книга, 2002.

4. Карпухин И. И. Русское устное народное творчество : учеб. -метод. пособие. - М. : Высш. шк., 2005.

5. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие для воспитателей обр. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2004.

6. Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество : Учеб. пособие для студентов вузов – М. : Академия, 2008.

7. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студентов дошк. отделений и фак. высш. и сред. пед. учеб. зав. / Сост. : М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. Академия, 2000.

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в математическом развитии дошкольников Введение Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, так как, детская память избирательна. Ребенок усваивает только.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Выступление. Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской.

Описание опыта работы «Нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного творчества» Описание педагогического опыта углубленной работы по теме: «Нравственное воспитание детей через приобщение к произведениям устного народного.

Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка» "Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников" Опыт работы. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь.

План работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Воспитатель – Антюшина Наталья Павловна Группа раннего возраста Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего.

План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Конева Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С №52 г. Белгород, Белгородская область ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2017 в 20:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дудинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД