Ольга Дудинова
Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов, произносить разные звуки помогут малые формы фольклора. Их звучность, напевность, занимательность привлекает детей, вызывает желание повторить и запомнить, что в свою очередь способствуют развитию разговорной речи.
Публикация «Из опыта работы, Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, поэтому необходимо:
• Систематизировать работу по использованию устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитание гуманных чувств;
• Обогатить мир знаний детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора;
• Повысить педагогическое мастерство в использовании фольклора в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста.
Начинать знакомство малышей с народным творчеством нужно с потешек, припевок, поговорок, колыбельных песен. Их дети слышат с раннего детства. Использование данного вида народного творчества помогает успокоить малыша, развеселить его, просто поговорить с ним. Такие процессы в жизни ребенка, как одевание, умывание, укладывание спать требует сопровождения словом. Радость желания повторить потешку можно вызвать у ребенка, если упомянуть в ней его имя. Здесь русское народное творчество было не заменимо. Оно способствовало созданию настроения.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувство сопереживания.
Также очень уместно использование малых форм фольклора при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Чтобы вызвать интерес к процессу умывания и создать радостное настроение, показ трудового действия сопровождается потешкой или песенкой.
Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребенка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрей установить контакт с ребенком пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. Ребенок вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях.
Грамотная и выразительная подача материала, способствует успешному восприятию детьми фольклорных текстов, формируется умение слушать и слышать. И, тогда, постепенно по законам красоты перед детьми «открывалась» притягательная сила народного слова – «чутье языка», элементы эстетического вкуса, закладывалась любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю, к Родине.
Также большое воспитывающее влияние на ребенка оказывает народная сказка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или другим персонажам. Это обнаружилось в строчках. Подчеркивающих, например, физическое напряжение или просьбу, печаль и слезы или прямую угрозу, нежность и заботливость и многое другое. Всю палитру человеческих отношений раскрывают перед ребенком в доступном содержании первые народные сказки.
Пословицы и поговорки являются жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства малышей; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. ведь пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений и мелких определений.
Полезным упражнением для детского ума является загадка, как одна из малых форм устного народного творчества. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь, развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
К. Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Подводя итог можно сделать вывод о том, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный. И в чем бы не высказал себя народ в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно одно – это идет от души. А душа народная добра и красива!
Литература:
1. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.
3. Детский фольклор: к самостоятельной работе - М. : Русская книга, 2002.
4. Карпухин И. И. Русское устное народное творчество : учеб. -метод. пособие. - М. : Высш. шк., 2005.
5. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие для воспитателей обр. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2004.
6. Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество : Учеб. пособие для студентов вузов – М. : Академия, 2008.
7. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. пособие для студентов дошк. отделений и фак. высш. и сред. пед. учеб. зав. / Сост. : М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. Академия, 2000.