Светлана Савенкова
Конспект ООД «Путешествие в прошлое одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
[ Цель: Дать детям представление о происхождении одежды.
Задачи:
1) Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.
2) Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.
Публикация «Конспект ООД „Путешествие в прошлое одежды“» размещена в разделах
- История одежды, путешествие в прошлое одежды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
3) Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории предметов обихода.
4) Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
5) Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная, изобразительная.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Формы и методы: беседа; игровые упражнения; сюрпризный момент; наглядный показ образца способа действия.
Демонстрационный материал: презентация «История одежды», телевизор, ноутбук, корзина с иголками, нитками, тканью, пуговицами, напе, ножницы; предметные картинки «Одежда», карточки с изображением предметов, фломастеры, бумажные платья, салфетки, клей, кружочки из цветной бумаги разного цвета.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени, проведение познавательных занятий об одежде, о профессии «швея», чтение стихотворения «Портниха» Г. Ладонщикова.
Планируемые результаты: Дети проявляют интерес к прошлому; активны в беседе об изменениях и преобразованиях одежды человека в разное время, высказывают свою точку зрения, доброжелательно беседуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; интересуются творческой деятельностью.
Ход ООД:
1. Организационный момент (1 минута)
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли, повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей.
Дети приветствуют гостей и встают полукругом. Воспитатель ставит перед детьми накрытую платком корзину.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же это (убирает платок и показывает на корзину). Эта корзина не простая, в ней находятся волшебные предметы, хотите узнать, что это за предметы? (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы). А как вы думаете, что между ними общего?
2. Актуализация (2 минуты)
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель: Я вам буду показывать карточки с изображением четырех предметов, три из которых- это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним – нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.
Воспитатель показывает карточки:
- ножницы, нитки, молоток, пуговица.
- иголка, ножницы, стул, нитки.
- пуговица, нитки, стол, иголка.
- нитка, иголка, шкаф, ножницы.
Воспитатель: Для чего нам нужны эти предметы?
Ответы детей: чтобы шить, чтобы делать одежду, чтобы пришивать что-нибудь.
Воспитатель: Молодцы! Благодаря этим предметам мы можем шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду? Я знаю.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Для этого нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой, тот же час окажется в прошлом.
Вокруг вас я обойду,
в путешествие возьму.
Один, два, три, четыре, пять
можно глазки открывать.
Посмотрите, вот мы и очутились с вами в путешествии, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и смотрите (стульчики поставить полукругом перед телевизором)
3. Восприятие и усвоение нового материала (8 минут)
Показ презентации древних людей с комментариями воспитателя.
Воспитатель: Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра, от дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?
Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев (сделать венок на голову, сделать юбку, сделать платье)
Воспитатель: Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку и прикрыться от дождя и ветра (слайд: картина людей, одетых в одежду из листьев).
Воспитатель: Хорошо придумано? Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему нельзя зимой находиться на улице в одежде из листьев?
Дети: Потому что зимой холодно, мы замерзнем, нам будет холодно и мы будем болеть.
Воспитатель: Правильно, ребята. Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды. В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо, подумал человек. Так появилась одежда из шкур животных (слайд: картина людей в одежде из шкур животных).
Воспитатель: Какие вы знаете вещи, сделанные из шкур животных?
Дети: шапка из шкурки зайца, шапка из шкурки лисы, шуба из кролика.
Воспитатель: Такая одежда тяжелая, а летом в ней жарко.
Тогда люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили, что растет в поле трава – лен. Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Из такой ткани можно было изготовить себе одежду. А еще люди научились получать ткань из другого растения – хлопка. А чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи (слайд: картина людей в одежде из хлопка и льна). Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать её, появилась разная одежда.
Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Банты, кружевные воротники, пышные юбки. Нарядная одежда подчёркивала достоинство человека, его красоту (слайд: современная одежда).
Ребята, вы поняли, как люди придумали и научились шить одежду?
Дети: Да.
Дидактическая игра «Разложи по порядку»
Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам картинки, вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д.
Воспитатель раздает картинки с изображением одежды из листьев, из шкур животных, из ткани, современная одежда (Дети работают индивидуально за столом).
4. Динамическая пауза «Одежда» (1 минута)
Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)
У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё)
Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет — (поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
5. Практическая часть (6 минут)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать модельерами. Вы будете работать в двух центрах. В первом центре будете рисовать фломастерами узоры на бумажных платьях. С вами будет работать Вита Геннадьевна.
Во втором центре будете делать аппликацию со мной. Перед вами лежат бумажные платья и вырезанные кружочки разного цвета. Мы будем с вами украшать платье. Для этого нам пригодится клей, нужно будет выбрать кружочек и приклеить на платье.
Дети сами выбирают центр.
Гимнастика для глаз (видео)
6. Рефлексия (2 минуты)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот и закончилось наше путешествие в прошлое одежды, и пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаза, а я скажу волшебные слова:
Вокруг вас я обойду,
В детский сад я вас верну.
Один, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Воспитатель: Скажите мне, куда мы с вами путешествовали? Что нового вы узнали, пока были в путешествии? Из чего раньше делали одежду?