Юлия Слаутина
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое лампочки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей электрической лампочки.
Задачи: создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электрической лампочкой; формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развивать интерес к развитию цивилизации, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию; закрепить правила безопасного использования электроприборов; воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в прошлое лампочки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Словарная работа: факел, свеча, лучина, керосиновая лампа, электрическая лампочка, светильник.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, что вы делаете, войдя в темную комнату? (Ответы детей). Ну, конечно же, включаете свет! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем.
(Загадывает загадку)
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
ярким пламенем зажжется. (Лампочка.)
Электроэнергия была и остаётся главной составляющей в жизни человека. Люди прошли путь от первого костра до атомных электростанций. Пока человек не изобрёл способ получить огонь, он получал тепло и свет от солнца. А так как люди не могли управлять его работой, то очень зависели от него в борьбе с холодом и темнотой.
Наиболее важным и сложным для первобытного человека было преодолеть природный страх перед огнем. Они очень боялись сильной грозы или извержения вулкана.
При создании каменных орудий труда, в результате ударов одного камня о другой, они заметили вспыхивающие искры. Для добычи огня стали ударять один камень о другой. Однако этот способ был очень трудоемким и занимал очень много времени.
С течением времени человек понял, что огонь можно добывать с помощью трения. Сильнее упростило процедуру не просто трение, а сверление. Для этого использовалось сухое дерево. Упирая в него сухую палку, человек быстро вращал её между ладоней. В дереве образовывалось углубление, в котором скапливался древесный порошок. При высокой интенсивности движений он вспыхивал, и уже можно было разводить костер.
Костёр разводили в пещерах, на котором готовили пищу и у которого грелись. От костра в пещере становилось светло и тепло. Древние люди считали, что в костре живут маленькие животные – духи огня. Огонь служил не только для приготовления пищи, освещения, тепла в пещере, он был защитой от хищников.
А как вы думаете, человеку трудно было ходить ночь? Почему? (Ответы детей.)
Что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (Ответы детей.) Да, всё верно. Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Так появился факел.
В давние времена с факелами не только ходили, их укрепляли на стенах, чтобы освещать помещения.
Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (Ответы детей.) Я думаю, что нет! Использование факела в доме не только неудобно, но и опасно: ведь может произойти пожар!
Поэтому люди придумали лучину. Как вы считаете, что это такое? (Ответы детей.)
Это обыкновенная деревянная, тонкая, сухая щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, так как она лучше горит. Один конец лучины зажигали, а другой вставили в специальную подставку. Это сооружение называлось «светец». Как вы думаете, на какое слово похоже слово «светец»? (Ответы детей.)
Всё верно, на слово «свет». Укреплялся «светец» над корытцем с водой, куда падали угольки: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! Но пожары все равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось её заменять на новую. Лучинами люди пользовались и в годы войны, чаще всего их использовали в землянках.
Человек никогда не останавливался на достигнутом, он придумал свечу. Первые свечи были сделаны из пчелиного воска и бараньего сала. Вы все видели свечу? (Ответы детей.) Сегодня на современных заводах изготавливают свечи из парафина. Современные свечи дают больше света и меньше копоти. А вы знаете как устроена свеча? (Ответы детей.) Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток.
Чем на ваш взгляд неудобна свеча? (Ответы детей.)
Да, всё верно: можно обжечься, коптит, даёт мало света.
Поэтому люди стремились придумать более удобное освещение своего жилья и придумали керосиновые лампы. Лампа представляла собой металлический цилиндр, состоявший из двух частей. В нижней части помещался резервуар для керосина, который делали из нефти, а в верхней – ламповое стекло, прикрывавшее горящий фитиль. Ламповое стекло, необходимо было для обеспечения тяги воздуха, а также для защиты пламени от ветра.
Такие лампы ставили на стол, вешали на стены. Она горела ярче и дольше, чем лучина или свеча, а, кроме того, была более безопасной.
Физминутка.
Если свет погаснет вдруг, шаги на месте, руки на поясе
У меня есть верный друг. руки на поясе, повороты влево и вправо
Мне с фонариком не страшно руки держим в фонариках
Я иду вперёд отважно
Шаг на месте раз, два, три ходьба на месте, руки на поясе
Плечи шире разверни.
Проведём одну игру: присели, руки на поясе
Все присядем, скажем «у».
Быстро встанем встали, руки на поясе
Скажем «а».
Нам пора уж за дела. сели на свои места.
Электрическую лампочку накаливания в 1879 году изобрёл русский инженер Александр Ладынин, которая горела ярко, была удобной и безопасной. С тех пор в наших домах всегда горит свет. Электрическая лампочка и сейчас в темные вечера и ночи освещает наши дома и квартиры. И сегодня любой ребёнок может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и. загорится электрическая лампочка, свет!
Ребята, долго может гореть такая лампочка? (Ответы детей.) Она удобнее, чем керосиновая? Чем? (Ответы детей.)
В наше время появилась новая энергосберегающая лампочка. Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало.
В темное время суток наши улицы освещаются фонарями.
В современных домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах – бра, на столах стоят настольные лампы и т. д.
Но с электричеством обращаться надо очень осторожно. Без разрешения взрослых нельзя включать электроприборы.
Запомним несколько простых правил:
Свет включай, когда темно.
С солнышком открой окно!
Если ты пошёл гулять
Или друга провожать,
Закрывая в доме дверь,
Всё ли выключил, проверь!
Помните: неосторожное обращение приводит к пожарам!
А теперь давайте немного пофантазируем и нарисуем красивые светильники и люстры, от которых много яркого света.
Дети с увлечением выполняют задание.