Анжелика Смелова
Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы
[/b]
«Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи»
[/b]
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одеваем кукол. Куклы с одеждой
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
- Дать детям общее представление о нашей Чувашской республике,
- Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа, о национальной одежде.
- Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям чувашского народа.
- Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.
Образовательная область: «Речевое развитие»
- Развивать свободное общение с взрослым и детьми, умение поддерживать беседу,
- Совершенствовать диалогическую и связную речь.
- Обогащать речь новыми словами: пиххи, тухья, хушпу, пата. Предварительная работа: чтение легенд, сказок чувашского народа, рассматривание одежды чувашского народа, знакомство с гербом, флагом Чувашии, разучивание народных подвижных игр, рассматривание иллюстраций о Чувашии.
Материал и оборудование: мини-музей «Чувашская национальная одежда», масмак и пояски – на каждого ребенка, чувашский народный костюм разных видов, иллюстрации одежды чувашского народа, проектор, экран, кукла Салампи в чувашском костюме, конверт с письмом.
Методические приемы:
1. Игровая мотивация деятельности - Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи
2. Подарки: масмак и пояски на каждого ребенка
3. Беседа.
4. В гостях у куклы Салампи: мини-музей чувашской национальной одежды.
5. Анализ.
Ход НОД
1. Организационный момент.
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Д: Здравствуйте! Cывлх сунатпр!
2. Основная часть.
В: Ребята, сегодня рано утром я получила письмо. К нам пишет кукла Салампи, и приглашает нас к себе в гости. Но, к сожалению, здесь нет адреса. Как же нам ее найти? Кукла Салампи оставила нам подсказку и подарок. Нам нужно ответить на вопросы, и если мы справимся, мы сможем открыть коробку, где и будет разгадка. (Дети садятся на стульчики)
В: Ну что ж, начнем?
Д: Да! В: 1-ый вопрос: Как называется республика, в которой мы живем? (Индивидуальные вопросы)
Д: Чувашия, Чувашская Республика.
В: Молодцы! 2-ой вопрос: Как называется столица нашей республики?
Д: Чебоксары.
В: Правильно! А как будет Чебоксары по-чувашски? (Ответ детей)
Д: 3-ий вопрос: Какой мы с вами национальности?
Д: Чуваши.
В: Молодцы, ребята! А ещё с нами живут люди других национальностей. Кто знает, какой народ живет рядом? (Ответы детей: марийцы, татары, русские, мордва)
В: Вот мы и справились с вопросами куклы Салампи. Теперь мы можем открыть коробку. Посмотрите, здесь необычные вещи. Ребята, это элементы чувашского костюма: масмак – для девочек, пояски – для мальчиков. Наверно, это подарок от куклы Салампи. Давайте их оденем. Какие вы красивые. А теперь, закроем глазки и покружимся. (Перемещаются к мини-музею). А вот мы и нашли, где живет Салампи. (Встречает кукла Салампи)
- Cывлх сунатп, ачасем! - Здравствуйте ребята (дети здороваются). Я очень рада вас видеть! Меня зовут Салампи, и я пригласила вас музей чувашской национальной одежды. (Кукла кружится, дети рассматривают ее костюм, садятся на стулья). В: Ребята, какая кукла нарядная, и одежда у нее необычная. Как вы думаете, как называется ее наряд? (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на кукле? (фартук, платье, шапочка). Шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шур кпе. Посмотрите, какой у нее поясочек. Называется он пиххи. Фартук, по-чувашски саппун. Ребята, это – тухья – праздничный головной убор девушки. Хушпу – головной убор женщин. Вышитая Налобная повязка – называется масмак. А вот это – кпе, женское платье. На голову женщины надевали сурпан, перевязывали талию поясом – пиххи. Поверх завязывают фартук- саппун. (Дети повторяют, на грудь и шею вешали украшения из монет, потом уже одевали хушпу. Весь этот наряд очень тяжелый. Обувью в старину служили лапти, которые носили с шерстяными носками или онучами и мужчины, и женщины, и дети. По-чувашски лапти – пата.
Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка - это достояние и гордость чувашского народа. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.
В: Ребята, я предлагаю вам поиграть. Подвижная игра «Угадай имя» («Ятне пл»). Только сначала выберем водящего. Посчитаем все вместе: Прре, икк, ви, тватт, Пиллк, ултт, ичч, саккр, Тххр, вунн – эс тух! (Игра проводится 1-2 раза).
В: Как хорошо мы поиграли! Подойдите, пожалуйста, все сюда. Посмотрите на экран. (Дети подходят к проектору).
В: Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Если вы правильно отгадаете загадку, то образ - символ появится на экране:
1-й слайд.
Золотое блюдечко
По небу катается,
Людям улыбается
Что это? (солнышко)
В: Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному. Показ вариантов узоров солнца. Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку.
2-й слайд.
Летом бежит, зимой спит,
Весна настала – опять побежала. (Вода)
Молодцы! Воду изображали зигзагообразным узором. Вода – это течение времени.
3-й слайд.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки
Но зимние метели
В меха его одели. (дерево)
В: Такими узорами чуваши вышивали все растения: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Дерево- это наследие жизни и торжество мудрости. Ребята, послушайте пожалуйста, последнюю загадку.
4-й слайд.
Он может стать шахтером,
Ученым и актером,
Учителем он может стать —
Детишек в школе обучать. (Человек)
В: Людей изображали в виде таких узоров. И чаще делали такие узоры парными. Человек - это разум, сила, здоровье.
В: Ребята, сколько интересного и нового мы узнали в гостях у куклы Салампи. В каком замечательном музее мы сегодня побывали! Но нам пора возвращаться в Детский сад, попрощаемся с куклой на чувашском языке: -Сыв пул, Салампи! – До свидания! Кукла Салампи: Сыв пулр!
В: Закроем глаза, покружимся вокруг себя…и вернемся в детский сад.
3. Итог.
В: Ребята, где мы с вами были сегодня? (ответы детей) Правильно, были в гостях у куклы Салампи в музее чувашской национальной одежды. О чем мы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось (ответы детей). Вечером, родителям расскажите, где мы с вами побывали. Скажем гостям, до свидания!