Вера Коновалова
Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассуждениям как основа связной речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
В связной речи отражаются логика мышления ребенка, словарный запас. Необходимо подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.
Я считаем, что наше время очень важно учить детей рассуждать.
Рассуждение - самый сложный тип монолога для детей дошкольного возраста. Полноценное рассуждение требует сформированности логического мышления, появление которого относится к концу дошкольного детства.
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств.
Меня эта тема заинтересовала, т. к дети поступают в школу с плохой речью, многие дети не достаточно хорошо умеют рассуждать, не у всех детей развита сообразительность, творческое начало, и составить рассуждение самостоятельно им очень трудно.
И хотелось бы научить всему этому детей. Целенаправленное руководство взрослых по формированию связной монологической речи через рассуждения как основу связной речи имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. Обучение рассказам-рассуждениям даёт возможность формировать знания, умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы для успешного обучения в школе, чтобы ребенок грамматически правильно излагал определенное содержание рассказа, умел логически мыслить, умел доказывать решения задач, объяснять высказанное.
Обучение рассуждениям будет способствовать развитию связной речи дошкольников если :
- воспитатель использует формы работы по обучению детей рассказов – рассуждений;
- если воспитатель знает особенности детских рассуждений;
- выстраивает сотрудничество в работе с родителями по развитию у детей рассуждений.
Рассуждение - это логическое изложение материала в форме доказательства. Рассуждение ведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных или бытовых, основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. По мнению Стародубовой Натальи Анатольевны.
Особенности детских рассуждений : доказательства их обычно кратки (приводится 1-2 аргумента). Дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные свойства предметов (явлений). Объем высказываний в среднем - 10-15 слов, 2 -3 предложения, реже 4 и более. Частота и характер высказываний зависит от ситуации общения, от организации детской деятельности.
Обучение рассуждению целесообразно начинать с развития у детей умений выделить и обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать проблемные ситуации в разных видах деятельности. Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т. е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.
Для этого Валентина Ивановна Яшина и Наталья Владимировна Семенова рекомендуют использовать: разнообразные наблюдения за живой и неживой природой ( вопросы типа: «Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?»; «Куда улетают птицы, которых называют перелетными?» и др. ; различные опыты с водой, снегом, льдом, деревом, металлом; в процессе их проведения дети высказывают свои предложения и объясняют, почему они так думают; речевые игры и упражнения: «небылицы в картинках». Дети должны объяснить, что и почему не так, как должно быть на самом деле). Проблемно-речевые ситуации. Например, ситуация «Как спасти зайку?».
Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему);
конструктивно-строительные задания (собрать конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; объяснить, какие детали отобрал и почему);
классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу. Ещё можно использовать след. методы:
- создание ситуации. Например, в групповой комнате «неожиданно» появляется гость - попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргументов.
- объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок;
- решение речевых логических задач.
Данная тема показывает эффективность развития речевых способностей старших дошкольников средствами обучения рассуждениям. Разнообразие приемов и методов, используемых при обучении дошкольников рассуждениям, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов других видах деятельности. Обучение рассказам-рассуждениям даёт возможность формировать знания, умения и навыки, которые, прежде всего, необходимы для успешного обучения в школе, чтобы ребенок грамматически правильно излагал определенное содержание рассказа, умел логически мыслить, доказывать решения задач, объяснять высказанное.