Папки-передвижки

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками

Елена Карп
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, и все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр у детей искажаются представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.

Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками» размещена в разделах

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии ребенка! Именно в этот период закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Мышление ребенка дошкольного возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы.

«Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь!» Поэтому, воспитательное значение сказки огромно особенно в дошкольном возрасте, её важно использовать как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Ребенок, слушая сказку, повторяет в реальном мире тот фантастический путь, который проходит сказочный персонаж в течение сказочного сюжета. Дошкольник учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются переживания.

Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно усваивают. И если, само художественное произведение (сказка) затрагивает душу ребенка, то система работы по приобщению детей старшего возраста к художественной литературе через сказку будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей.

Паспорт проекта

Тема «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками».

Цель проекта:

Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через русско-народные сказки.

Задачи проекта:

1. Заложить основы социально – нравственной личности с активной жизненной позицией.

2. Формировать навыки восприятия художественного произведения.

3. Возрождать интерес детей и родителей к художественной литературе через сказки.

4. Помочь детям усвоить нравственные категории : добро и зло, трудолюбие и лень, щедрость и жадность, храбрость и трусость, и т. п.

5. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.

Методы, применяемые в ходе реализации проекта:

1. Объяснительно – иллюстративный;

2. Исследовательско – поисковый;

3. Игровой;

4. Групповое обсуждение;

5. Сказкотерапия;

6. Театрализация.

Формы работы:

1. Информационно - аналитические (решение проблемных ситуаций).

2. Коллективные (чтение художественной литературы, беседы по сюжету, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры).

3. Индивидуальные (беседы по сюжету, дидактические настольные игры, рисование иллюстрации к сказке).

4. Наглядно-информационные (показ презентаций, просмотр мультфильмов, выставки детских работ, экскурсии в библиотеки).

5. Познавательные (НОД).

6. Досуговые (праздники, спектакли, вечера загадок, викторины, посещение театров).

Этапы

I.Подготовительный

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Обобщение педагогического опыта по данной проблеме.

3. Анкетирование родителей.

4. Тестирование детей по теме.

5. Подборка детской художественной литература по содержанию нравственных ценностей, иллюстрационного наглядного материала по теме «Уроки доброты»;

6. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений при чтении художественных произведений, при разыгрывании сюжетных сценок.

7. Подборка разнообразных методов и приемов работы над сказкой.

8. Подборка игр социально – нравственного содержания.

II.Oсновной

1. Чтение и обсуждение детской художественной литературы в детском саду и дома.

2. Беседы по прочитанным литературным произведениям, решение нравственных ситуаций.

3. Игры-драматизации, игры-беседы с кукольными персонажами, дидактические игры.

4. НОД с элементами «сказкотерапии».

5. Слушание сказок в аудиозаписи.

6. Просмотр мультфильмов.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Психогимнастика.

9. Изготовление совместно с родителями поделок, игрушек.

10. Организация для родителей консультаций, папок передвижек, памяток.

11. Развлечения литературного и нравственного содержания (викторины, вечера загадок).

12. Экскурсии в детскую, школьную библиотеку.

13. Просмотр спектаклей, сказок, кукольных представлений в детском саду, в театре.

14. Ремонт книг в группе.

15. Пополнение книжного уголка, оформление с/р. игры «Библиотека».

III.Заключительный

1. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений при разыгрывании сюжетных сценок.

2. Презентация «Нравственное воспитание детей посредством русских народных сказок».

3. Постановка сказки «Не хвастайся».

4. Выставка рисунков на социально - нравственную тематику.

Ожидаемые результаты:

• У детей будет сформирован интерес к книгам, направленный на общее и речевое развитие дошкольников.

• Из сказок дети почерпнут уроки морали, нравственности и идейности.

• Дети научатся передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния.

• Ребята самостоятельно смогут устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.

Перспективный план работы с детьми и родителями

Дата проведения Формы и методы работы с детьми Формы и методы работы с родителями Рекомендуемые произведения для домашнего чтения

сентябрь Тестирование детей.

Беседа на тему: «Моя любимая книжка».

Просмотр презентации «История создания сказок». Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни ребенка».

Пополнение книжного уголка.

октябрь НОД с участием сказочных героев : зайца, ежа.

Чтение сказки «Ёж и заяц», «Волк и семеро козлят».

Беседа на тему: «Бережное хранение книг».

Постановка сказки «Не хвастайся!».

Консультация с родителями «Роль сказок в жизни ребёнка». Сказки «Заяц – хвастун», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

ноябрь НОД с участием сказочных героев : волка и зайца.

Чтение сказок «Вежливый Кот-воркот», «Семь Симеонов».

Игра «Книжкина больница».

Консультация с родителями «Как правильно читать детям». Сказки «Котофей Котофеевич», «По щучьему велению».

декабрь НОД с участием сказочных героев : лисы, зайца и петуха.

Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Снегурочка».

Беседа на тему «Мой любимый сказочный герой».

Вечер загадок. Выставка «Новогодние игрушки». Сказки «Кот, петух и лиса», «Морозко».

январь НОД с участием сказочных героев : лисы и волка.

Чтение сказок «Лисичка – сестричка и волк», «Маша и медведь».

Просмотр презентации «Музей русских сказок». Консультация с родителями «Какие книжки надо читать детям». Сказки «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса».

февраль НОД с участием сказочных героев : мышки и медведя.

Чтение сказок «Хаврошечка», «Сивка-бурка».

Игра «Библиотека».

Изготовление книжек-малышек. Сказки «Семь Симеонов – семь работников», «Кощей Бессмертный».

март НОД с участием сказочных героев : лягушки и волка.

Чтение сказок «Петушок и бобовое зёрнышко»,

«Царевна - лягушка».

Просмотр презентации «Как появляются книги». Выставка старых книжек. Сказки «Василиса Прекрасная», «Финист-Ясный сокол».

апрель НОД с участием сказочных героев : козлика.

Чтение докучных сказок «Жил был старик, «Жил был царь…». Выставка рисунков «По страницам сказок». Бытовые сказки «Умный мужик», «Каша из топора».

май НОД с участием сказочных героев : петушка и курочки.

Чтение былин «Три богатыря», «Как Илья Муромец богатырём стал».

КВН «Путешествие по сказкам». Презентация проекта. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

Приложение

Беседа-опрос детей

«Моя любимая книжка».

1. Читают тебе дома книги?

2. Есть ли у вас дома книги с русскими народными сказками?

3. Какие сказки ты знаешь?

4. Кто твой любимый сказочный герой?

5. Рисуешь ли ты дома свои любимые сказки?

Таблица оценки знаний детей

№ Фамилия, имя ребёнка Знает название сказок и их героев Проявляет интерес во время чтения и обсуждения Пересказывает

прочитанное Понимает содержание и может описать характер главных героев

1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Русская народная сказка в жизни ребенка».

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку русские народные сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

4. Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после прочтения?

5. Рассматриваете ли Вы с ребенком иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы по ним?

6. Практикуете ли вы дома театрализацию русских народных сказок?

7. Играете ли Вы со своим ребенком в русские народные игры?

8. Способствует ли русская народная сказка нравственному развитию ребенка (чему учит?

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.

Конспект родительского собрания в форме КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому.

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными сказками в старшей группе «Там, на неведомых дорожках…» «Там, на неведомых дорожках…» Цель: Создание социальной ситуации развития через путешествие в «мир сказок». Задачи: 1. Создать условия.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Россия, Родина, родной край эти слова знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем  Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру» Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру» Тип проекта: - по доминирующей в проекте.

Система работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» 1. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире. «Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим.

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через любовь к родному краю «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками В настоящее время, когда ключевым вопросом является улучшение качества образования, проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками
Опубликовано: 16 января 2017 в 19:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карп (УИ 685536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД