Козина Любовь Витальевна
Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, когда ключевым вопросом является улучшение качества образования, проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой – одна из самых актуальных. Именно сказки – это дополнительная помощь в познавательном развитии и формировании речи детей. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Не секрет, что родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. К сожалению, родители меньше стали читать и рассказывать детям сказки. Намного проще купить диск с мультфильмом или игру и оставить ребенка наедине с компьютером. Поэтому воспитательно-образовательную работу по ознакомлению дошкольников со сказками, считаю важной и жизненно необходимой.
Публикация «Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками» размещена в разделах
Основной целью моей работы является разработка разнообразных моделей деятельности детей и взрослых, с использованием интегрированных методов и форм организации образовательного процесса по знакомству детей с русской народной сказкой.
В соответствии с целью выведены и основные задачи работы:
- рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста на основе ФГТ;
- обеспечить познавательное развитие детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности;
- воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
- учить детей участвовать в совместном обсуждении услышанного, эмоционально реагировать на прослушанное произведение, умело сочетать содержание сказки с жизненными наблюдениями, различными видами детской деятельности для постижения детьми окружающего мира.
- вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности, использованию игр-драматизаций.
- приобщать детей к сказкам для создания базовой основы их общей культуры.
- развитие речевой активности и коммуникативных способностей.
В своей работе мы исходили из предположения о том, что если в процессе знакомства с русскими народными сказками использовать многоаспектный подход, то познавательное и коммуникативное развитие детей будет наиболее эффективным.
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки очень прост и поэтому доступен детям. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», как дети замирают, затаив дыхание. Сказка не учит напрямую. Она будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, это конституция нравов и свод законов бытия.
Свою работу по знакомству со сказкой мы выстроили в несколько этапов:
1 Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.
Цели на данном этапе: -учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее;
- вовлекать детей в обсуждение сказки.
Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультика) позволяют остановить мгновение, еще и еще раз вернуться к любимым персонажам и самостоятельно вспомнить про то, что было в книге. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.
2 Путешествие в музей «Русская изба».
Цели: -познакомить с предметами старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде.
В музее мы рассматриваем предметы, которые встречаются нам в сказках : чугунок, ухват, люлька и др.
3 Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.
Цели: -пробудить интерес к родному слову;
- развивать речевую активность, коммуникативные способности.
Для этого брали отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняли по очереди. Вместе с детьми находили выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминали роли всех героев.
4 Театрализованная деятельность.
Цели: -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности;
- учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.
Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе мы создали театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр би-ба-бо, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Так как с введением ФГТ игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности мы выбрали:
игровые занятия,
комплексные занятия,
встречи со сказочными героями,
праздники,
самостоятельная игровая деятельность.
Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев мы стараемся включить во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.
Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Для этого в своей работе мы используем следующие методы и приемы:
Творческие задания: - рассказать знакомую сказку по кругу, - помоги собрать сказку по картинкам, -разыграй сказку, - узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., - продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).
Проблемные ситуации (Почему поссорились лиса и журавль) Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке.
Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)
Игровые задания : - физкультминутки по сказкам, - нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).
Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».
В процессе ознакомления младших дошкольников с русскими народными сказками, мы решаем задачи следующих образовательных областей:
«Социализация» - развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)
«Безопасность» - учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
Образовательная область «Труд» - Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Художественное творчество» - воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.
Образовательная область «Коммуникация» - развивать умение, использовать все части речи, отвечать на разнообразные вопросы, формировать навык связанной речи.
В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Мы обращаем внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекаем родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Проводим родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организуем выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».
Мой совет: читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.