Марина Антропова
Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов.
Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни, обрядам и обычаям, к фольклору народов Поволжья.
Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Употреблять в разговорной речи малые формы фольклора народов Поволжья.
Вызвать у детей желание играть в игры народов Поволжья.
Воспитывать интерес. уважение, дружеские взаимоотношения с детьми разных национальностей.
Предшествующая работа.
Публикация «Конспект занятия „Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Читала, рассказывала детям об обычаях, обрядах, об особенностях жизни и быта людей разных национальностей, проживающих в Поволжье. Провела беседу"Русь деревянная".Дети с родителями посетили этнографическую деревню - музей на Соколовой горе. Рассматривали предметы быта, народные костюмы, жилища; познакомила с разными видами народно-прикладного искусства.
Заучили пословицы. загадки, заклички, народные игры : татарские, мордовские, украинские. русские.
Рисовали народные костюмы, узоры, жилища.
Организация и ход занятия.
Дети в нарядных костюмах под народную музыку входят в зал и рассаживаются на стулья.
-Сегодня мы поговорим о фольклоре народов Поволжья и поиграем в народные игры.
-Сколько национальностей проживают у нас в Поволжье (130).
Люди каких национальностей проживают у нас в губернии? (немцы. украинцы, белорусы. татары.).
-В нашей губернии мирно уживаются люди разных национальностей, всех их объединяет братская дружба и уважение к народным традициям, к человеку-труженику. Особенности жизни и труда людей разных национальностей зависит от природно-климатических условий, в которых проживали их предки. Это находит отражение в народных песнях, сказках, в движениях танцев. в пословицах, поговорках, загадках, шутках и играх. Русский народ издавна славился своим гостеприимством. Никогда путника не оставят без ночлега. И последним поделятся, накормят, обогреют. В народе говорили : "Что осталось в печи, на стол мечи".А званых гостей встречали на Руси караваем - хлебом с солью.
Девочка в русском сарафане выносит на рушнике Саратовский калач и говорит стихи:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим
Поклонясь, отведать просим.
-Этот обычай существует и сейчас.
-Издавна народ русский славился своим трудолюбием. Человека-труженика уважали, почитали и прославляли все народы на Руси, не только русские. Вот как об этом говорится в пословицах разных народов.
Дети по очереди выходят называют национальность и говорят пословицу, принадлежащую данному народу (по2 пословицы) -азербайджанские, русские, татарские. чувашские, мордовские.
-Сколько национальностей, столько и пословиц. У каждого народа свой фольклор. (песни. потешки. шутки, пословицы, поговорки, загадки придуманные народом).
Правильно, к народному фольклору относятся и народные игры.
-Что в играх отражал народ? (свою национальную культуру, особенности быта).
-Правильно. В играх народ отражал свою национальную культуру. В играх много, много шуток, юмора, соревновательного задора. В них присутствуют заманчивые любимые детьми считалки, заклички, жеребьёвки. Они сохраняют свою художественную ценность. игровой фольклор. Игровой зачин помогает быстро организовать игру. настроить на объективный выбор ведущего, безоговорочное и точное выполнение правил игры.
Предлагаю одному из детей позвать на игру:
Кто со мной идёт играть?
А потом не принимать.
А потом не приняли
За уши подняли.
Башкирская игра "Юрта". Читают зачин, играют 2 раза, подводят итог. Во время игры звучит башкирская мелодия.
Девочка в русском сарафане начинает игру "Заря-заряница". Звучит русская народная мелодия, играли 2 раза, подвели итог.
Считалкой выбирают ведущего для татарской народной игры "Продаю горшки".
Звучит татарская мелодия, играют 2 раза, подводят итог.
Проводят игру "Колдунчик" -звучит украинская народная музыка, играем 2 раза, подводим итог.
Азербайджанская народная игра "Отдай платок". Жеребьёвкой делятся на 2 команды. Подводим итог, отмечаем. что играли дружно. как выполняли правила игры.
Какие ещё народные игры мы выучили? Есть ли у разных народов похожие игры? Какой мы сделаем вывод?
-Вывод:
Каждая национальность имеет свой народный фольклор : свои песни, танцы, игры, пословицы, в которых отражают свои обычаи, свою культуру.
-У нас в губернии люди разных национальностей живут дружно, без конфликтов. Даже праздники национальные празднуют совместно. как в народе говорят "Всем миром".
-Назовите праздники, которые широко празднуются у нас в Поволжье (Масленица и Сабантуй).
-Почему люди разных национальностей живут дружно?
Потому что уважают и ценят культуру и обычаи других народов. Всех объединяет любовь к Родине, интерес к её многонациональной культуре.
Наше занятие подошло к концу. Предлагаю помыть руки. Сейчас мы угостимся Саратовским калачом, выращенным на Саратовской земле, испечённым Саратовским хлебозаводом, Саратовским тружеником. Угоститься калачом и послушать народные мелодии.