Наталья Климакина
Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру»
Тип проекта :
- по доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой;
- по числу участников: дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников;
- по времени проведения: долгосрочный (с ноября по май);
Публикация «Проект „Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русскими народными сказками через игру“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- по характеру контактов: в рамках МБДОУ№27 «Березка», г. Щелково.
Цель проекта :
Познакомить детей с русскими народными сказками, используя дидактические, настольные и театрализованные игры, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству
Задачи:
1. Создать условия и осуществить конкретные учебные и воспитательные мероприятия по ознакомлению детей с русскими народными сказками с использованием различных видов игр.
2. Содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные сюжеты из сказок и способы взаимодействия со сверстниками.
3. Развивать творческие способности детей, закреплять у них желание выражать в игровой деятельности полученные знания, умения, навыки.
4. Способствовать самовыражению детей в процессе игровой и продуктивной деятельности.
5. Формировать у детей знания о русских народных сказках, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
6. Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (сказку, развивать с ее помощью фантазию, мышление, внимание, память.
Ожидаемые результаты:
Предполагаю, что используя различные виды игровой деятельности в режимных моментах, будет способствовать лучшему запоминанию детьми русских народных сказок; развитию творчества, воображения, фантазии.
Актуальность:
С младенчества ребенок начинает знакомиться с произведениями русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества, и как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.
Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение. Сказка в этом возрасте должна не только нравиться ребенку, но и быть поучительной, приносить ему пользу. Самое важное для малыша – правильное осознание смысла прочитанного.
Сказки всегда несут скрытый смысл. Дети не любят нравоучений, поэтому именно через истории можно донести до них что-то важное. Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни, и показывает хорошее и плохое. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста. Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности.
Известно, что для дошкольника игра – ведущий вид деятельности и она важна для приобретения ребенком социальных навыков общения и взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием и дает возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.
Для повышения эффективности работы по ознакомлению детей со сказками используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый материал включается во все виды деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный:
- Формулировка цели и задач проекта;
- Подбор сказок, иллюстраций к ним, стихотворений, загадок, песен, соответствующей литературы;
- Разработка конспектов НОД., дидактических, настольно-печатных, подвижных игр;
- Анкетирование родителей;
- Подборка консультаций для родителей;
- Разработка сценария сказки «Теремок» (инсценирование в январе);
- Разработка сценария сказки «Репка» (инсценирование в мае);
- Анализ и изготовление дидактического материала, настольно-печатных игр, фризов по сказкам.
2 этап – Основной:
Социально-коммуникативное развитие:
1. Беседы
Тема: «Правила безопасного поведения дома и на улице».
Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.
Тема: «О дружбе и взаимопомощи»
Вспомнили сказки, где герои справлялись со сложностями только вместе: "Теремок" - дружба помогает победить трудности и "Репка" — нужно приходить на взаимовыручку товарищам.
2. Просмотр театрального представления по сказке «Колобок», которое подготовили дети старшей группы.
3. Рассматривание книг и иллюстраций к ним по сказкам.
Познавательное развитие:
«Путешествие с Колобком» (или с другим персонажем сказок).
Цели:
-- формировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказку, рассматривать иллюстрации, обыгрывать;
-- формировать нравственные представления детей на эмоционально-чувственной основе.
Речевое развитие:
1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций.
2. Показ настольного кукольного театра по сказке с одновременным рассказыванием.
3. Игра-инсценировка по сказке.
4. Игра-драматизация по мотивам сказки.
5. Учить детей интонационно точно повторять песенки из сказки и передавать характеры персонажей.
6. Учить детей совместному со взрослым пересказу сказки.
Чтение художественной литературы:
Сказка Мораль
«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» Победа добра над злом
«Репка» Трудолюбие, взаимопомощь
«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» Наказ слушаться старших
«Колобок» К чему приводит непослушание
«Теремок», «Зимовье зверей» Дружба помогает победить трудности
«У страха глаза велики» Высмеивание трусость, глупость
«Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Кот, петух и лиса» Осуждение хитрости, обмана
«Петушок и бобовое зернышко» Забота о ближнем
Художественно-эстетическое развитие:
1. Коллективная аппликация по сказке «Колобок». Цель: Научить детей закрашивать форму, не выходя за контур, намазывать ее клейстером. Прижимать форму с помощью тряпочки; активизировать в памяти последовательность встречи Колобка с героями сказки; воспитывать доброжелательное отношение к другим детям.
2. Коллективная работа по лепке «Поможем Маше собрать корзину грибов». Цель: учить детей лепить грибы конструктивным способом из 2-х частей (ножка, шляпка). Показать приё мы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание. Обратить внимание на необходимость прочного и аккуратного соединения частей. Вызвать желание прийти на помощь герою сказки; интерес к созданию коллективной композиции. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
3. "Заюшкина избушка". Конспект занятия по ИЗО во второй младшей группе.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить с нетрадиционными методами рисования.
2. Закреплять умение пользоваться кистью.
3. Уточнить знания о животных Башкортостана.
4. Закрепить знания цвета у детей : голубой, коричневый, желтый.
5. Воспитывать желание помогать, выручать из беды.
Самостоятельная деятельность детей в ИЗО-уголке (раскраски по мотивам сказок).
Самостоятельная деятельность в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, книг, фризов по сказкам)
Физическое развитие:
1. Комплексы утренней гимнастики с имитацией движений героев сказок.
2. Подвижные игры - «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки», «Сказочные герои».
3. Игры на согласование движений с текстом – «Волк и зайцы», «Делай сам», «Перепрыгни через ров», «Лохматый пес», «Курочка-рябушечка», «Ветер».
Игровая деятельность:
«Сказочное лото». Цель: Игра знакомит детей со сказками, учит находить соответствующих сказке героев, способствует запоминанию сказок.
«Разрезные картинки». Цель: Учить детей составлять из отдельных частей полное изображение, называть полученное изображение.
«Сказочное домино». Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку.
Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят». Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик». Цель: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.
Настольно-печатная игра «Парные картинки». Цель: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.
Настольно-печатная игра «Сложи картинку». Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
«Мои любимые сказки». Цель: Моделировать сказку из геометрических форм и готовых форм по типу аппликация без наклеивания.
«Кто-кто в сказке живет?». Цель: Упражнять в классифицировании героев сказок.
Загадывание загадок о героях сказок. Цель: развивать аналитические способности, научить выделять яркие, характерные особенности объекта.
Выкладывание сказок из паззлов. Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Игры с кубиками-мякишами «Отгадай сказку». Цель: Закрепление умения вспоминать знакомую сказку, отгадав загадку. Вызывать желание у детей рассказать о том, что случилось с героями сказки, используя слова и выражения из сказок.
Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко». Цель: Учить внимательно слушать сказку без наглядного сопровождения, проявлять интерес к драматизации, ряжению, использовать фрагменты из сказки в самостоятельной игре, высказываться по поводу происходящего.
Игры-инсценировки по произведениям «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса». Цель: Стимулировать желание вносить в самостоятельную игру элементы импровизации по мотивам сказки, проявлять интерес к инсценированию сказки и отдельных эпизодов вместе с педагогом и в самостоятельной игре.
Игры в уголке театрализации с использованием различных видов театра: «Би — ба — бо», «Пальчиковый театр», «Театр на магнитах», «Театр матрешек», «Театр резиновых игрушек». Цель: Стимулировать детей самостоятельно обследовать фигурки из театров, эмоционально откликаться на происходящее, принимать участие в рассказывании сказки.
Сюжетно-ролевые игры «В театре», «Превращение», «Волшебная палочка». Цель: способствовать возникновению игры по мотивам знакомой сказки; формированию у детей умения взаимодействовать и ладить в совместной игре; развивать у детей умение выбирать роль; учить использовать в игре предметы заместители. Через игру ребенок приобретает умение разыгрывать сюжеты, действовать за всех персонажей, объединять различные сюжетные линии; совершенствуется его умение вставать на позицию персонажа.
III этап – Заключительный
- Оформление книжного уголка в группе.
- Оформление театрализованного уголка в группе.
- Оформление дидактических игр по сказкам.
- Инсценирование русских народных сказок «Теремок», «Репка».
Результаты реализации проекта
1. В группе созданы необходимые условия по формированию у дошкольников представлений о сказках с использованием игрового материала.
2. Наблюдается заинтересованность детей к сказкам, к играм по сказкам.
3. У детей сформированы знания по содержанию сказок : дети используют элементы сказок в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, играх-инсценировках, используют настольно-печатные игры и театрализованные.
4. У детей развились любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.