Ольга Разинкова
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится успешная социализация личности, что также определено федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
«Родной край, его история, - писал академик Д. С. Лихачёв,- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»[1]. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, каждой страницы нашей отечественной истории.
Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы». [2]
Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и воспитания духовности. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства выступает музейная педагогика и краеведение, которые могут стать помощниками в решении многих проблем воспитания культурной личности ребенка, помогут заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и умению жить среди людей. С их помощью можно провести многовековую связь между прошлым и настоящим, и «погрузить» ребенка в историческое прошлое родного края.
Основной целью работы педагогов в дошкольном учреждении является создание условий для формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников через организацию краеведческой работы в процессе взаимодействия с социокультурными учреждениями.
Наше дошкольное образовательное учреждение включено в муниципальную образовательную сеть, которая позволяет расширить образовательное пространство, разнообразить формы работы с детьми посредством включения в совместную деятельность образовательных и культурных учреждений.
Для формирования нравственных качеств необходима благоприятная предметно-развивающая среда, насыщенная материалом краеведческого содержания, использование проектно-исследовательского и экспериментального методов. Так как в группе невозможно создать все необходимые условия ввиду специфичности краеведческой работы, возникает необходимость восполнить это через сотрудничество с краеведческим музеем. Взаимодействие с семьей позволяет педагогам проводить данную деятельность через совместные мероприятия, направленные на формирование полноценно развитой личности и присущих ей качеств: любовь, эмпатия, добро, взаимопомощь, трудолюбие, вежливость, предупредительность, скромность, общительность.
Одной из форм краеведческой работы является экскурсия. Совместно с музейными работниками и родителями проводятся экскурсии, во время которых дети знакомятся с экспозициями музея, узнают о роли музея в сохранении культурных и исторических ценностей. Ягутина Марина Леонидовна, экскурсовод краеведческого музея, знакомит детей с правилами поведения в залах музея, рассказывает о профессиях сотрудников музея. Дети с увлечением знакомятся с экспозициями «Художественные промыслы и ремесла», «Старооскольская игрушка», «Животный мир наших лесов». Такие встречи вдохновляют детей на создание творческих мини-проектов.
В связи с отдаленностью расположения, между дошкольным образовательным учреждением и городским краеведческим музеем определена такая форма работы как заочные экскурсии.
Экскурсии, посвященные природе Приосколья, знакомят детей с разнообразием природного мира, красотой и богатством нашего края. Знания, полученные во время экскурсий, дети отображают в творческих работах и проектах: «Рябиновые кисти», «Свой дом на своей земле», «Золотая осень Старого Оскола»; акциях «Накормим птиц зимой», «Сломанная веточка».
Экскурсия «Крепость – Старый Оскол» вдохновила педагогов на
проведение в детском саду выставки по краеведению. В рамках организации выставки, была проведена большая совместная работа воспитателей, родителей и детей. Дети просмотрели фотографии из истории возникновения нашего города, познакомились с его традициями, памятниками, храмами. Узнали о старооскольских мастерах, знаменитых людях. Просмотрели короткометражные фильмы «Игрушки военных лет», «Народные костюмы Белгородской области». Вместе с детьми выставку посетили и родители. Многие из них признались, что никогда не были в городском краеведческом музее, и возникло большое желание его посетить.
Во время проведения экскурсий на тему «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны» сотрудники музея предоставляют материалы времён Великой Отечественной войны. Дети с огромным интересом рассматривают музейные экспонаты. Эти мероприятия оставляют в душах детей неизгладимый след. И в праздник Победы ребята со своими родителями поздравляют ветеранов, посещают памятные места времён ВОВ, смотрят праздничный салют. После памятных дат дети выражают свои чувства в художественно-эстетической и продуктивной деятельности.
Прекрасные возможности в духовно-нравственном воспитании представляются через знакомство старших дошкольников с традициями, обычаями, фольклором, бытом и прикладным искусством русского народа.
Экскурсия «Художественные промыслы и ремесла» проводится совместно с сотрудниками Старооскольского дома ремесел.
Мастер декоративно-прикладного искусства Абрамова Е. В. знакомит детей с историей появления «Старооскольской игрушки», проводит мастер-класс по изготовлению глиняной игрушки-свистульки. Свою коллекцию глиняных игрушек Елена Васильевна подарила детскому саду в мини-музей «Старооскольская игрушка».
Как изготовлялись игрушки из ткани и бумаги, дети узнают от мастера декоративно-прикладного искусства Ребровой В. А. Ребята с удовольствием слушают про первую игрушку в жизни берегину «Дрему», которую делали из подручных материалов еще до рождения ребенка.
Накапливая творческий опыт, дети в развивающем пространстве группы самостоятельно создают игровые проекты с народными игрушками, игрушками – говорушками «На ярмарке», «В музее», «Магазин сувениров и подарков», придумывают сказки «В царстве глиняных игрушек», озвучивают их в кукольном театре младшим дошкольникам, моделируют народные костюмы в своих творческих работах.
Сотрудничество со школьным музеем МБОУ «Гимназия №18» помогает более полно знакомить детей с бытом жителей Белгородчины. Экскурсии в школьный краеведческий музей позволяет более подробно рассказать детям о быте жителей нашего края, рассмотреть предметы быта, узнать об их назначении. В зале школьного музея дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты. Сама атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, стимулирует воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность.
В ходе проведения экскурсий дети получают знания об истории и традициях родного края, его жителей и у них появляется интерес к истории своего рода. Совместно с родителями осуществляются проекты «Моя родословная», «Герб нашей семьи», «Родное Приосколье», «Бабушкины посиделки», «Дом, в котором мы живем. Семейные традиции».
Музейная педагогика способствует активному приобщению детей к культурному богатству родного края, формированию эмоционально окрашенного чувства причастности дошкольников к наследию прошлого и, как следствие, развитию его духовности, нравственно – патриотического воспитания.
Библиографический список:
1. Истоковедение. Том11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2009. – 320с.
2. История педагогики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gala-d.ru
3. Наследие [Текст]. И быль и сказка: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры. / Е. В. Соловьёва, Л. И. Царапенко – М. : Обруч. - 2011, - 144с.