Бронникова Ольга Леонидовна
Конспект занятия по уточнению произношения звуков [з][ж][ч] «На лесной полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
1) уточнить произношение звуков [з,ж,ч], используя звукоподражания;
2) закрепить лексику по теме «Насекомые».
Коррекционно-развивающие:
1) развивать фонематическое восприятие, фонематический слух;
2) формировать темпо-ритмическую сторону речи;
3) дифференцировать на слух и в произношении понятия «тихо-громко», «низкий-высокий» голос;
4) развивать интонационную выразительность;
5) развивать мимику;
6) формировать координацию крупных частей тела при имитации движений животных.
Публикация «Конспект занятия по уточнению произношения звуков [з][ж][ч] „На лесной полянке“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
Воспитательная:
1) воспитывать навыки совместной деятельности.
Оборудование: зелёные коврики; макеты насекомых; предметные картинки дятла, насекомых; искусственная ёлка; игрушки: собака, медведь, медвежонок; пластмассовые палочки; листы бумаги; бубны; погремушки; деревянные ложки; сюрпризы; фонограмма «Звуки леса».
Ход занятия
I.Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку в лес.
Вот и лесная полянка (зелёные коврики с цветами, макеты насекомых).
Что мы слышим в лесу? (фонограмма «Звуки леса» - 1 мин.).
II. Развитие фонематических компонентов речи с использованием звукоподражаний.
1. Развивитие интонационно1 выразительности.
Учитель-логопед: Ёлочка стоит. Иголки острые. Попробую пальчиком.
Укололась: А! Как я крикнула? (Дети повторяют).
Больно! Я заплакала: «А-А-А…». Дети, как я плакала? (Дети повторяют).
Врач мне пальчик перевязал (повязка, и я запела: «А-А-А!» Как я пела? (Дети повторяют за педагогом).
Песенку спела, боль прошла (снять повязку). Я удивилась: «О!». Дети, как я удивилась? (Дети повторяют).
Что-то мы засиделись, давайте разомнёмся, потянемся: «О-о-о» (совместное выполнение).
2. Дифференциация на слух и в произношении понятий «тихо-громко». Учитель-логопед: Теперь послушайте, кроме нас в лесу ещё кто-то есть. Это охотник кричит: (тихо) «О-о-о!» Как кричит охотник? (Дети повторяют). Он в дудку играет, зверей созывает: (тихо) «У-у-у…». Как охотник в дудку дудит? (Дети повторяют).
Учитель-логопед: А кто вместе с охотником на охоте? ( Тихо: гав, гав, гав). Собаку мы не видим, только слышим. Она далеко от нас, поэтому тихо лает. Дети, как лает собака? (Дети повторяют тихо). Ой, смотрите, она уже к нам на полянку выбежала. (Выставляется игрушка-собака). Собака близко, лает громко: «Гав-гав-гав!». Дети, как лает собачка? (Дети повторяют громко).
3. Дифференциация на слух и в произношении понятий «низкий - высокий» голос.
Учитель-логопед: Посмотрите, к нам на полянку идут медведи – медведица-мама и медвежонок.
Как мама-медведица голос подаёт, медвежонка зовё т: «Ы-ы-ы». Как она медвежонка зовёт? (Дети повторяют низким, грубым голосом). А медвежонок маленький, он отвечает маме: «ы-ы-ы». Как отвечает медвежонок? (Дети отвечают с повышением голоса). Повторить 2 раза.
4. Динамическая пауза. Формирование координации крупных частей тела при имитации движений животных.
Учитель-логопед: Как медведица ходит? Как медвежонок ходит? Как зайчик прыгает? Как лось шагает? Как сова летает? Дети имитируют движения, подражая логопеду.
5. Развитие фонематического восприятия, фонематического слуха.
- Учитель-логопед: Дети, отгадайте загадку. Он на дереве сидит и стучит, стучит, стучит: тук-тук, тук-тук. Кто это? (Картинка дятла.). У дятла клюв острый, вот такой (показать палочку). Возьмите палочки, поиграем в дятлов. Стукните столько раз, сколько мой дятел. (1-2-3).
- Учитель-логопед: Вы запомнили, как палочки стучат? Теперь послушайте, как бумага шуршит, бубен звенит, погремушка гремит, ложки стучат. И вы со мной пробуйте, повторяйте.
- Игра «Сделай как я».
Учитель-логопед: А сейчас вы отвернитесь, послушайте, чем я буду шуметь, потом повернитесь и сделайте как я.
6. Уточнение произношения звуков [з,ж,ч] с использованием звукоподражаний. Закрепить лексику по теме «Насекомые».
Учитель-логопед: Мы так расшумелись, что разбудили насекомых. Кто это? (Дети называют картинки).
- Как жук жужжит? (ЖЖЖЖЖ). Дети повторяют.
- Как муха звенит? (ЗЗЗЗЗЗЗ). Дети повторяют.
- Как кузнечик чикает? (ЧЧЧЧЧЧ). Дети повторяют.
Закрепить звукопроизношение только при показе картинок.
III. Формирование темпо-ритмической стороны речи.
1. Игра «Доскажи словечко». (Чтение стихов сопровождается демонстрацией картинок)
Учитель-логопед: а) Он не муха, не паук.
Он жужжит, и это (жук).
б) Совсем как огуречик
Зелёненький …. (кузнечик).
в) Она звенит у уха
Конечно, это - ….(муха).
2. Деление слов на слоги.
Учитель-логопед: А теперь мы все вместе повторим и «прохлопаем» двустишия о насекомых.
IV.Итог- сюрприз.
1. Учитель-логопед: Давайте все похлопаем. А знаете, кому вы хлопаете? – Себе! Вы были такие молодцы: все задания выполнили, были внимательные и активные. За это я дарю вам сюрпризы на ниточках (игрушки - насекомые).
2. Консультация для родителей. «Развитие фонематического слуха детей третьего года жизни».
Литература.
1. Власова Т. М. Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М. : Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 1996.-240с. :ил.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений. - М: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2002, стр. 158.