Елена Петровна Баркова
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: И. А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
Цели: познакомить учащихся с баснями И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; учить видеть и понимать иносказательный смысл басни; учить читать басни по ролям, развивать мышление, речь учеников.
Планируемые результаты:
Предметные: должны уметь отличать басню от стихотворения, знать структуру басни.
Метапредметные:
Публикация «Конспект урока литературного чтения в 3 классе „И, А, Крылов „Зеркало и Обезьяна“, „Ворона и Лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Сказки, стихи, детская литература
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Крылов И. А. Конспекты уроков для 1-10 классов
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Обезьяны и мартышки. Конспекты
- Обезьяны, мартышки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника, выявлять основную мысль произведения; определять основную идею произведения.
Коммуникативные: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.
Регулятивные: уметь выбирать цель деятельности, оценивать свои достижения
Личностные: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий (3 класс, часть 1, портрет И. А. Крылова, картинки обезьяны, зеркала, лисы, вороны, карточки (текст речевой разминки)
Тип урока : урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Ход урока
Организационный момент
Всем, всем добрый день
Прочь с дороги нашей лень.
Не мешай учиться, не мешай трудиться!
- Итак, сейчас у нас с вами урок литературного чтения.
2. Проверка домашнего задания.
- Произведения, какого автора мы с вами сейчас изучаем на уроке литературного чтения. (И. А. Крылов)
- А что писал И. А. Крылов (басни)
- А кто может сказать, что такое басня?
(Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, в котором высмеиваются недостатки людей, такие как хитрость, жадность, невежество, лживость. Действующими лицами обычно бывают животные).
- Кто обычно герои басен (ЖИВОТНЫЕ)
- Какую басню Ивана Андреевича Крылова мы читали на прошлом уроке (Мартышка и очки)
- Дома вы читали выразительно эту басню. Откройте учебники и прочитайте эту басню.
ЧТЕНИЕ УЧАЩИХСЯ- Прочитать басню»Мартышка и очки» (2-3 человека)
-Какова мораль (К несчастью, то же бывает у людей ---)
III. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальная беседа
1. Постановка целей урока.
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И. А. Крылова, познакомимся и проанализируем 2 басни. Названия одной из басен вы узнаете, отгадав загадки:
По деревьям бойко скачут,
В зоопарке всех дурачат,
Видят лишь в других изъяны,
А зовут их - (Обезьяна)
Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (Зеркало) КАРТИНКА (Басня называется -«Зеркало и обезьяна».
--Правильно. Первая басня, с которой мы сегодня познакомимся-«Зеркало и обезьяна».
3. работа над басней «зеркало и обезьяна
- Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь? (О Обезьяне и зеркале)
Прежде, чем читать её, выясним значение слов. Проведём словарную работу и узнаем лексическое значение слов.
Образ- вид, облик.
Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной.
Ужимки – гримасы; неестественные телодвижения.
Сатира – обличающее осмеяние.
3. Теперь прослушийте ЧТЕНИЯ БАСНИ АКТЕРОМ) .
– Оправдались ли наши предположения, о чем басня (Да)
– Какова Обезьяна(
– Чем мартышка из этой басни похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»(
- Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других (в других)
- Какие строки стали крылатыми (известными? (Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться)
– Какова мораль басни? Прочитайте. (
(Басня про "Зеркало и Обезьяну" повествует о том, что в другом видны недостатки, которые незаметны в себе).
- Какие черты высмеивает автор(
Обезьяна (
Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других
Медведь (
Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.
ЧТЕНИЕ УЧАЩИХСЯ Басня про "Зеркало и Обезьяну"
4. Работа над басней «Ворона и Лисица».
(Давайте проведём словарную работу. Так как -ВАМ МОГУТ БЫТЬ НЕПОНЯТНЫ ТАКИЕ СЛОВА. как
Лесть – угодливое восхваление.
Льстец – льстивый человек.
Гнусный – омерзительный, неприятный человек.
Пленил – привлек внимание.
Взгромоздился – взобрался с усилием на что-то высокое.
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
5. Теперь посмотрим инсценировку басни «Ворона и Лисица». которую нам зарание подготовили ребята
Представьте, что вы написали эту басню. Как бы вы её назвали?
6. Беседа.
- Какие черты высмеивает автор в этой басне?
Какая ЛИСА
Лиса -хитрая и сообразительная, которая своей сообразительностью обманула наивную и доверчивую ворону. Здесь показана льстивая и умная лиса, которая без затруднений выманила сыр.
КАКАЯ ВОРОНА
Ворона- не блистает умом и, зная, что не обладает звонким голосом, все ровно поверила в похвалу и во весь голос каркнула, потеряв при этом свою еду.
Какой можно сделать вывод?
Делая выводы из данной ситуации нужно всегда доверять своим глазам, видя, кто именно находится перед тобой, а не наивности ушам.
7. Прочитайте САМОСТОЯТЕЛЬНО и найдите СТРОКИ,В КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧЕНА МОРАЛЬ ЭТОЙ басни. (Уж сколько раз
VI. Итог урока.
– Скажите с какими баснями мы сегодня познакомились (Зеркало и Обезьяна, Ворона и лисица)
– Кто автор этих басен (Иван Андреевич Крылов)
- Кто главные персонажи в басне «Зеркало и обезьяна» (Обезьяна и Медведь)
-Кто главные персонажи в басне «Ворона и Лисица»(Ворона и Лисица)
(«ассоциативный куст на доске»)
ОЦЕНИВАНИЕ
Домашнее задание: стр. 136-139, I-выр. чит, II- наизусть.