Екатерина Васильева
Конспект открытого занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности IV вида
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Грибы в Чувашии
(вид образовательной деятельности – познавательно - исследовательская)
Цель: расширять чувственный опыт детей в формировании математических представлений
Задачи:
Образовательные:
1). Учить:
- объединять два множества предметов в одно и обозначать составляющие и результат цифрами и знаками отношений «+», «=»;
- понимать и воспроизводить направления движения в пространстве и по образцу – схеме.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности IV вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
2). Показать, что результат счета (число) не зависит от их расположения.
3). Упражнять в определении положения предметов в пространстве: сбоку слева, сбоку справа, на, перед, сзади.
4). Формировать навык установления отношений между числами 6 и 7, увеличивая и уменьшая число на 1, используя способ приложения.
Развивающие:
1). Развивать:
- пространственное мышление, познавательный интерес к зрительно-пространственной ориентации;
- навыки самоконтроля.
2). Упражнять в определении скрытого смысла.
Воспитательные:
Воспитывать:
- интерес к математическим занятиям;
- самостоятельность;
- чувство самоудовлетворения в достижении цели.
Речевые: продолжать учить согласовывать числительные с именами – существительными множественного числа родительного падежа.
Коррекционные:
1). Развивать:
- прослеживающие функции глаз;
- функции фиксации взора на заданном (цифра, точка отсчёта);
- функции стереовидения.
Методические приемы:
- Художественное слово;
- ИКТ;
- Логические загадки;
- Художественный образ мальчика – чуваша;
- Имитация грибной полянки на участке за окном;
- Зрительные ориентиры;
- Математические калейдоскопы
- Эксперимент;
- Бегающие светящиеся точки;
- Настенный офтальмотренажёр.
Ход занятия:
Первая зона
( ИКТ: слайд 1 – дети узнают и называют грибы, перекрытые травой по цвету шляпки: подберёзовик, подосиновик, боровик, опята, лисичка)
Организационный момент:
- В гости пришел Сетнер (появляется на экране) и принес для детей задания:
1. ( ИКТ: на экране на карте Чувашии с изображением Волги появляются деревья и рядом грибы, расположенные по-разному относительно деревьев).
«В лесах Чувашии растут кусты, деревья, травы.
А что в траве нам видно тут в тени лесной дубравы»
Воспитатель: Матвей, какие грибы ты видишь?
Матвей: Я вижу лисичку, подберёзовик.
Воспитатель: Маша, а ты какие видишь грибы?
Маша: Я вижу лисичку, подберёзовик, опята, подосиновик, боровик
Воспитатель: Ребята, грибы вы назвали правильно.
2. «Найди и объясни».
Воспитатель: Илья, найди лисичку и объясни где находится?
Илья: Лисичка находится перед сосной.
Воспитатель: Маша, где находится подберёзовик?
Маша: Подберёзовик находится сзади берёзы.
Воспитатель: а как вы думаете, где находятся опята? (на пеньке, боровик? (сбоку слева от дуба, подосиновик? (сбоку справа от ели).
Воспитатель: Дальше мы пойдем и подберем нужную цифру к грибам.
Вторая зона
(на столах перед картой Чувашии лежат калейдоскопы с цифрами 5, 6, 7, 8, а внутри калейдоскопа грибы: мухомор, подосиновик, боровик, лисичка). (На экране появляется Сетнер и следит за как дети правильно выполняют его задания)
3. «Подбери нужную цифру к грибам».
Воспитатель: Ребята, сколько сейчас боровиков на карте Чувашии?
Дети: на карте Чувашии 7 боровиков.
Воспитатель: Возьмите калейдоскопы и сделайте так, чтобы цифра 7 встретилась с боровиком.
- Сколько подосиновиков на карте Чувашии?
Дети: На карте Чувашии 6 подосиновиков.
Воспитатель: Ребята, как можно проверить каких грибов меньше, каких больше? Способом наложения или способом приложения?
Дети: Мы можем узнать каких грибов больше способом наложения. (грибы перестроить в два ряда)
Воспитатель: Даша, каких грибов меньше и на сколько?
Даша: подосиновиков меньше на 1.
Воспитатель: Матвей, каких грибов больше?
Матвей: Боровиков больше на 1.
Воспитатель: Как мы узнали путем приложения или наложения?
Дети: Мы узнали путем приложения.
Воспитатель: Ребята, как сделать, чтобы было поровну?
Дети: добавить 1 гриб - подосиновик и будет поровну.
Воспитатель: А ещё как можно сделать, чтобы было поровну?
Дети: 1 гриб – боровик убрать и будет поровну.
Вывод: Воспитатель: Ребята, как можно установить равенство?
Дети: равенство можно установить путем прибавления, и убавления.
Воспитатель: Вас ждут задания с цифрами и знаками.
Третья зона
(За столом. На столах лежать цифры и знаки «+» и «=»)
4. «Поставь подходящий знак»
Воспитатель: Ребята, сколько семеек опят в Марпосадском лесу?
Дети: 2 семейки опят в Марпосадском лесу.
Воспитатель: найдите цифру 2 и выложите слева. Сколько семеек опят за Волгой?
Дети: За Волгой 3 семейки опят.
Воспитатель: Возьмите цифру 3 и выложите. Сколько всего семеек опят?
Дети: 5 семеек опят.
Воспитатель: а теперь найдите и поставьте подходящие знаки.
Дети: 3+2=5
Вывод: Воспитатель: в каком случае мы ставим знак «+»?
Дети: мы ставим знак «+» когда прибавляем.
Воспитатель: Мы к окошку подойдем, за окном грибы найдем
5. Гимнастика для глаз:
1. Работа у окна в вдаль. (зрительный поиск подосиновиков) (грибы подосиновики, сделанные из пластиковой бутылки).
Воспитатель: Какие грибы вы видите?
Дети: Мы видим подосиновики.
Воспитатель: где они находятся?
Дети: Подосиновики находятся справа от березы, слева от березы, сзади от рябины, спереди от тополя.
«Боровик»
По дорожке шли – боровик нашли (широко раскрыть глаза)
Боровик боровой в мох укрылся с головой (зажмуриваться несколько раз)
Мы его пройти могли ( горизонтали: вправо - влево)
Хорошо, что тихо шли (закрыть глаза). (А. Прокопьев)
Четвертая зона
(сидя за столом)
6. «Сохранение числа»
Воспитатель: Сейчас вам, ребята, потребуются подфонники и лукошко с грибами. Нам предстоит узнать изменится ли число грибов при смене их расположения? Мы будем менять расположение и считать. Ребята, расположите лисички слева на право. Сколько лисичек?
Дети: лисичек 3
Воспитатель: положите цифру три. Расположите лисичек от нижнего левого угла к верхнему правому углу. Сколько лисичек?
Дети: так же три.
Воспитатель: расположите лисички снизу-вверх. Сколько стало лисичек?
Дети: опять три.
Воспитатель: положите так же цифру три.
Вывод: Изменилось ли число об этом нам скажут цифры?
Дети: число не изменилось.
Воспитатель: число предметов меняется при смене их расположения?
Дети: Число предметов не меняется при смене их расположения.
Воспитатель: Ребята, дальше мы с вами проложим маршрут.
7. ИКТ. «Проложи маршрут». (на экране схема)
Лес за Волгой весь грибной,
И Марпосадский весь такой.
Проложите к ним маршрут
Как на карте тут
Воспитатель: Возьмите лазерные указки и проложите путь из Новочебоксарска в Марпосадский лес (слева направо) и из Новочебоксарска за Волгу (снизу - вверх). (Работа на подфонниках).
8. Анализ занятия.
Воспитатель: Ребята, смотрите как радуется Сетнер. Почему Он улыбается?
Дети: Сетнер улыбается потому, что мы выполнили все его задания.
Воспитатель: Мы скажем ему до свидания, до новых встреч!
Воспитатель: Что нового узнали? Что трудное было на занятии? (рассуждение детей).