Киселева Елена Михайловна
«Путешествие в зимний лес». Конспект логоритмического занятия по лексической теме «Зима» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: коррекция фонетико-фонематических нарушений.
Задачи:
Образовательные: повторить лексический материал по теме «Зима». Развивать умение в образовании однокоренных слов, активизировать знания детей о признаках предмета. Формировать связную монологическую и диалогическую речь.
Коррекционные: активизировать у детей память и внимание. Совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений, быстроту реакции. Развивать речевое дыхание и голос.
Воспитательные: стимулировать детей видеть и понимать красоту и богатство родной природы, желание заботиться об окружающем мире.
Оборудование: искусственные ели, лыжные палки, снежки, корзины для снежков, белочка, шапочка медведя.
Активизация словаря: зима, сугробы, снежный, вьюга.
I. Организационный момент.
1) Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!».
2) Воспитатель: совсем недавно закончилась зима и я предлагаю вам вспомнить, какая она была. Мы с вами сегодня совершим последнее сказочное путешествие в зимний лес.
Упражнение-разминка: «В лес на лыжах мы пойдем»
Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем.
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
Мы деревья и кусты змейкой обойдем
И к лесной опушке вскоре мы придем.
II. Ход занятия.
3) Воспитатель: но вот мы и в лесу. Но как-то не спокойно вокруг. Дети, неужели начинается вьюга?
Фонопедическое упражнение
«Старая седая с ледяной клюкой
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга – з-з-з-з-з-з (с усилением звука,
Застонал лес от вьюги – м-м-м-м-м-м-м (тихо, но высоким голосом,
Тяжело стонут дубы – м-м-м-м-м-м-м (громко, низким голосом,
Стонут березы – м-м-м-м-м-м-м (тихо, высоким голосом,
Шумят ели – ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Стихает вьюга – с-с-с-с-с-с-с.
4)Воспитатель: заморозила нас вьюга, ребята, давайте согреемся.
Ритмическое упражнение
Вот на улице мороз (руки на поясе)
Ну-ка все потрите нос (трут кончик носа,
Ни к чему нам бить баклуши (грозят правым указательным пальцем,
Ну-ка взялись все за уши (держатся за мочки ушей, вперед-назад)
Покрутили, повертели, вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
По плечикам похлопали,
Ножками затопали.
5) Воспитатель: дети, слышите, кто-то рычит? Кто же это? (медведь) Наверное, мы его разбудили нашим топотом.
Мишка: У-у-у-у – «Кто тут шумит? Спать не дает?»
Воспитатель: Не сердись, Мишенька. Это наши ребята резвятся на лесной полянке. Присоединяйся к нам. Разомни свои лапы, шею, спину после зимней спячки. Дети тебе помогут выучить гимнастику для медвежат.
«Мы тебе её покажем, а ты не ленись и повторяй.
Подвижная игра «Медвежата в чаще жили»
Дети под музыку выполняют движения
Медвежата в чаще жили, головой они крутили. Вот так – 3 раза
Медвежата в чаще жили, и из речки воду пили. Вот так – 3 раза
Медвежата мед искали, они деревья так качали. Вот так – 3 раза
Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили. Вот так – 3 раза
Мишка: Спасибо вам, ребята. Здорово я поразмялся. Даже спать больше не хочется.
Воспитатель: Мы очень рады, больше тебя тревожить не будем. Продолжаем прогулку по зимнему лесу.
6) Воспитатель: Посмотрите, какая красивая елочка, а под ней что-то лежит. Что это? Да это скорлупки от орехов. Как вы думаете, чьи они? Конечно, их припасла на зиму белочка – рыжая кокеточка. Чтобы пережить холодную и суровую зиму, она делает много запасов на зиму. Давайте мы её развеселим и споем песенку (дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают)
Упражнение на развитие ритма
Белки прыгают по веткам,
Прыг да скок, прыг да скок.
Забираются нередко
Высоко, высоко
Ти – ти, ти – ти, ти – ти, та – та,
Ти – ти – ти, та – та – та,
Ти – ти, ти – ти, ти – ти, та – та
Ти – ти – ти, ти – ти – ти.
7) Воспитатель: дети, посмотрите, на этой полянке образовались настоящие сугробы. А во что же вы любите играть зимой, когда много снега?
- Конечно в снежки.
Упражнение на развитие слухового восприятия
(Под медленную музыку дети лепят снежок, а под быструю – бросают друг другу).
А теперь погреем ручки, потрем ладошку о ладошку, чтобы им стало тепло. Встряхнем ручки. Чтобы они отдохнули. Молодцы!
8) Воспитатель: дети, а какие еще вы знаете слова, которые образованы от слова «снег»?
Правильно: снег, снежинки, снежок, снежный, заснеженный, снежная баба, снегурочка, снеговик, снегоход, снегопад, подснежник.
Молодцы!
9) Воспитатель: А теперь пришла нам пора слепить снеговика. Давайте же постараемся!
Упражнение с движениями без музыкального сопровождения
Раз рука, два рука – лепим мы снеговика.
Мы катаем снежный ком – вот такой.
А потом поменьше ком – вот такой.
А наверх поставим мы маленький комочек.
Вот и вышел снеговик – снеговичечек.
Снег, ведерка и морковка,
Да уменье и сноровка.
И готов снеговичек, очень милый толстячок!
10) Воспитатель: Превращаемся в снеговиков.
(Крепко стоят на ногах, ноги расставлены, руки на поясе, тело напряжено. Когда снеговики начинают таять – из тела уходит напряжение, голова падает на бок, руки опускаются, повисают как плети. Потом дети неспеша начинают приседать, потом на колени, затем на бок, кладут руки на пол и на них – голову. Снеговик растаял)
Упражнение с движениями без музыкального сопровождения,
направленное на развитие творческой инициативы
Вот стоит снеговик (тело напряжено)
Он к морозу привык.
Солнце припекает,
Снеговик наш тает (напряжение уходит)
Тает, тает, да, да, да – будет талая вода.
III. Подведение итогов, релаксация.
11) Воспитатель: Дети, уже наступила весна. Солнышко припекает, снег тает, природа оживает после зимней спячки. А нам пора возвращаться в детский сад. Но чтобы дорога назад не была утомительной, мы попросим волшебные снежинки нам помочь. Давайте на них подуем.
Спокойная ходьба
Воспитатель: А теперь в обратный путь пора.
Дети:
По дороге тихо, аккуратно мы идем,
Шаг за шагом, шаг за шагом.
И до садика дойдем!