Елена Дьяченко
«В мире материалов». Конспект по образовательной области «Познавательно-исследовательская деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи.
1. Упражнять в умение узнавать материал, из которого сделан предмет, закрепить знания детей о свойствах и качествах материалов и их названиях, развивать умение размышлять, анализировать, делать выводы. (образовательная область «Познавательное развитие»).
Публикация «„В мире материалов“, Конспект по образовательной области „Познавательно-исследовательская деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
2. Закреплять умение детей называть материал (стекло, металл, дерево, пластмасса, резина, называть предметы обобщающим словом по признаку материала (образовательная область «Речевое развитие»).
3. Формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).
Оборудование: колокольчик, сундук, игрушки и предметы из различных материалов (пластмасса, дерево, металл, резина); надувные шарики, стеклянные пробирки (по 1 на каждого ребенка, две емкости, наполненные водой, полотенца на каждого ребенка.
Содержание.
В группу вбегает Незнайка и звенит в колокольчик.
-Что это у меня? (колокольчик)
-Из чего он сделан? (из металла)
- Значит, он какой? (металлический)
- А если бы колокольчик был из дерева? (он бы не звенел)
-А если из стекла? (предположения детей).
Незнайка: Посмотрите, У меня есть сундук в нем много всякого добра. Незнайка затаскивает сундук в группу. Высыпает все предметы на пол и предлагает проверить из чего сделаны предметы. Но я забыл названия материалов, помню только их свойства. Помогите мне вспомнить названия.
• Этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Что это?
• Этот материал легкий, гладкий, непрочный, цветной, непрозрачный (пластмасса).
• Шероховатый, прочный, легкий (дерево)
• Холодный, тяжелый, прочный, теплопроводный (металл)
• Мягкий, эластичный, легко растягивается, мнется, но принимает свою форму (резина).
Дети находят предметы из соответствующих материалов и называют их, например «из пластмассы, пластмассовые» и т. д.
Незнайка - Скажите, из какого материала предмет самый легкий? Как нам это узнать? (предположения детей).
Опыт № 1: в воду положить предметы из дерева, резины, пластмассы, металла.
Вывод: металл утонул, значит он тяжелый, а пластмасс и дерево плавают, значит они легкие.
- А какой же предмет самый прочный? Бумага? рвется, пластмасса? можно сломать, погнуть, резина? можно порвать, дерево.? прочное - его трудно сломать, металл – прочный, не зря из него делают замки, ключи, машины, самолеты и т. д.
Незнайка - А как мы можем проверить металлические ли это предметы? (металл притягивается магнитом).
Опыт № 2. Дети берут магниты и притягивают предметы, выясняя при этом, какие из них металлические, а какие нет. Вывод: металл притягивается магнитом.
Незнайка – мне сказали, что металл обладает теплопроводностью. Что значит теплопроводность? (металл может нагреваться, проводит тепло).
Опыт № 3. Дети берут ложки, лежащие на столе и ложки, лежащие на батарее и сравнивают их. Вывод: металл проводит тепло.
Незнайка достает из своего сундука шарики и раздает детям и спрашивает из чего они сделаны, какие они? (из резины, резиновые).
Опыт № 4.
- Потрогайте шарик. Какая резина? (мягкая, гладкая).
- Какой сейчас шарик? (маленький).
Незнайка предлагает его надуть. – Каким стал шарик? (большим). – Почему? (растянулся).
- Сделайте шарик опять маленьким.
Незнайка: Ребята, если шарик растягивается и сжимается, то о каком свойстве резины мы говорим? (эластичная, упругая).
Физминутка «Мой веселый звонкий мяч».
Загадка: Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь. (стекло.)
Незнайка подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель просит обобщить предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т. е. они стеклянные).
Опыт № 5
Незнайка предлагает взять в руки стеклянные пробирки, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные).
Незнайка предлагает подуть в них. – Что вы услышали? (песенку).
- А вы догадались чья эта песенка? (песенка воздуха)
Незнайка предлагает превратить пробирки в кораблики.
Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку
Ты вези, кораблик, песенку мою.
- Что нужно сделать, чтобы наш кораблик не утонул? (предположения детей).
Опыт № 6.
Дети опускают одну пробирку в воду и наблюдают за ней.
- Что с ней происходит? (она постепенно наполняется водой и тонет).
- Почему наш кораблик утонул? (он стал тяжелый).
Незнайка предлагает детям закрыть пробирки пробками и опустить в воду.
- Что произошло с нашими корабликами? (они плавают).
- Почему они не тонут?
Вывод: первая пробирка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелые предметы тонут.
В пробирку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылочка может плавать.
Незнайка благодарит детей, дарит им шарики и прощается.