Фиалка Султанова
Фронтальное занятие в старшей группе «Звук и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звук и буква «У».
Султанова Ф. А.
Цели занятия :
Коррекционно-образователъные:
— познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;
— учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;
— познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).
Коррекционно-развивающие:
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
— развивать дыхание и голос;
Публикация «Фронтальное занятие в старшей группе „Звук и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
— закреплять понятие «слово»;
— развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитателъная:
— воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
Оборудование: дудочки для каждого ребенка; предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция) : улей, утка, ухо и т. д. ; картинка для звукоподражания, схема для характеристики звуков, односюжетные картинки для составления предложений, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Узнай по голосу». Дети заходят в кабинет, становятся в круг. Один из них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.
2. Развитие общей моторики. «Осенью»
Туча небо кроет, Солнце не блестит, Взмахи руками над головой.
Ветер в поле воет, Изображают рупор.
Дождик моросит. Взмахи руками перед собой.
Воды зашумели Быстрого ручья, Топают ногами на месте.
Птички улетели В теплые края.
А Плещеев Изображают улетающих птичек.
3. Развитие мелкой моторики. «Дождь»
Кто там топает по крыше? Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.
— Топ-топ-топ. Удары по столу ладонями.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
— Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли —
— Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
— Топ-топ-топ.
Ж. Довитьянц Далее — такие же движения по тексту.
4. Массаж лица.
Знакомство с основными массажными движениями.
Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями:
Дождик, дождик, веселей От середины лба к вискам.
Капай, капай не жалей! Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).
Только нас не замочи! По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).
Зря в окошко не стучи!
Т. Куликовская От середины подбородка к ушам.
Заканчивается массаж поглаживающими движениями.
6. Развитие артикуляционной моторики.
— «Окошко». Удержать рот открытым под счет до пяти.
— «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
— «Улыбка» — «Трубочка».
— «Лопаточка».
— «Иголочка».
— «Накажем непослушный язычок». Шлепать губами по языку с произнесением: пя-пя-пя-пя.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый
в свою дудочку. Затем дудочки кладут на стол.
Игра «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука У.
8. Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил его произносить.
9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (У-у-у)
Посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой, язык (спокойно лежит на дне рта — «домика», зубы (сближены, но не сомкнуты, воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
10. Связь звука и буквы.
Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т. д.
Логопед:
Буква У кричит : «Ура!»
Руки тянет вверх она.
Знакомство с буквами дает возможность детям использовать сохранный зрительный анализатор. При этом логопед проводит только знакомство с буквами и не дает установку на запоминание.
11. Развитие фонематического слуха.
Узнавание звука У из ряда изолированных звуков (различных по артикуляционному и акустическому качествам, ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков : А, У, И, А, О, И, У, О, И, У. Дети хлопают, когда слышат звук У. И т. п.
12. Закрепление звука в слогах.
Игра «Запомни — повтори». Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды:
ум-ум-ам ам-ам-ум ну-ну-на
оп-уп-уп ут-от-ут ку-ка-ку
Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН. Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произнесение и называние звука самим логопедом.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки опускать.
Весело шагать,
Весело шагать,
Руки поднимать,
Руки опускать.
13. Закрепление звука в словах.
На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах.
После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.
14. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует узор».
15. Закрепление звука в тексте.
Повторение вслед за логопедом:
Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.
Ут-ут-ут — две улитки ползут.
Ух-ух-ух — Вася ловит мух.
16. Итог занятия.
Логопед: Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук У.) Какой это звук? (Гласный.) Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного.)