Наталия Николаевна Дегтярева
«Дружат дети на планете» — конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дружат дети на планете».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе.
Цель занятия:
Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национально-стей.
Задачи занятия:
Познавательное развитие :
1. Знакомство детей с разными народами, населяющими планету.
2. Знакомство с культурой различных народов.
Публикация «„Дружат дети на планете“ — конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
3. Формирование представления различия и сходства людей разных рас.
4. Создание условий для формирования интереса, любознательности к культуре, языку, деятельности, быту других народов.
5. Воспитание доброжелательного отношения ко всем народам Земли.
Речевое развитие :
1. Закрепление умения описывать внешний вид людей.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Закрепление умения подбирать родственные однокоренные слова.
4. Упражнение в подборе синонимов, составление сложных прилагательных.
5. Развитие интонационной выразительности речи.
6. Упражнения в изменении силы и высоты голоса.
7. Совершенствование артикуляционного аппарата и развитие речевого дыхания.
8. Развитие грамматического строя речи.
Социально-коммуникативное развитие :
1. Воспитание уважения к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету.
2. Развитие умения участвовать в совместной игре с другими детьми.
3. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умение со-блюдать правила.
4. Закладывание духовно - нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений, желания поддерживать друзей, заботиться о них; побуждение дошкольников к добрым поступкам.
Художественно-эстетическое развитие :
1. Приобщение к музыкальной культуре.
2. Донесение до сознания детей эмоциональной окраски музыки путем выразительных средств.
3. Развитие способностей передавать в движениях характер музыкального произведения.
4. Формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Физическое развитие :
1. Укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений под музыку.
2. Воспитание и развитие чувства ритма, воспитание умения перевоплощать-ся.
Оборудование занятия:
• магнитофон, аудио записи музыки и песен ;
• доска с макетом Земного шара; глобус.
• физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей;
•мультимедиа; указка;
• картонные куклы разных рас;
• танграм, «Колумбово яйцо»;
• карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
• бумажный хоровод народов мира;
• льдины из картона;
* Ковер – самолет.
Предварительная работа:
• изучение карты мира для детей, глобуса;
• беседа с детьми на тему: «Люди, каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме; беседа «Что значит дружить?»
• просмотр мультфильма «Катерок»;
• чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
• загадывание загадок о дружбе;
• разучивание наизусть стихи о дружбе;
• на каждого ребё нка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2 льдины и 1 большая - общая; карточка с цифрой и буквой.
Ход занятия:
Введение в тему.
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б. Савельева, сл. М. Танича) дети входят в центр зала, образуя круг.
«Солнечный круг» Воспитатель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
-А теперь, вытянем руки вперед и соединим их в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
- Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
– А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает?
– Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.
- А вы хотите найти новых друзей?
Дети : Да.
Воспитатель: - Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?
Дети : - Наша страна называется Россия.
Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)
- Наша страна во всем мире не одна, существует ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
- Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Посмотрите, какой я вам транспорт подготовила! (Показывает на ковер).
Дети : - Ковер – самолет!
2. Игровая ситуация
Воспитатель: Тогда начнем наше путешествие. Садитесь на ковер поудобней, и скажем волшебные слова: «Раз, два, три – нас к друзьям скорей домчи!»
Дети произносят. Звучит волшебная музыка.
3. Путешествие по земному шару.
Включается экран: Дети монголоидной расы. Слайд№2
— Ребята, мы прилетели! (ВСТАЮТ). (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)
- Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
- Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
- Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.
Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония.
(Воспитатель показывает указкой Японию.)
Слайд № 3, 4
- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу, любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров).
- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма). Слайд № 5
(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.)
Слайд №6 - Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
- Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
- Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
- А как бы нам подружиться с этими детьми?
- Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
- В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм — выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграем в такую игру.
- Подойдите к столу, чтобы друг другу не мешать. Перед вами конверты.
— Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит во-сточная музыка.) Дети выполняют задание, рассматривают что получилось.
- Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
- Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт.
- На память о нашей встрече нам осталась кукла - японка и еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
- Теперь нам отправляемся дальше. (Дети садятся на ковер – самолет и по-вторяют волшебные слова.) Звучит волшебная музыка.
Включается экран: Дети негроидной расы. Слайд №7
- А вот и следующая остановка. Теперь мы видим девочку с черным цветом кожи. Как её назвать, одним словом? (Чернокожая)
- Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?
Дети :- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Воспитатель показывает указкой Африку.
- А теперь расскажите, как выглядит девочка.
- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза… карие глаза… темные волосы… кудрявые волосы. (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)
Воспитатель: - Какая одежда у неё?
Дети : В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.
Воспитатель: - Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины, жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. (Слайд №8)
Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых.
Слайд № 9 Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы; кофе; бобовые.
Слайд №10 Так же скотоводством (верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы).
Слайд №11 Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жарен-ное на вертеле, рыба, чай, кофе.
- Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами или прыжками на месте. Вот так. (Воспитатель показывает.)
- Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
- Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети : Африканские дети больше всего любят танцевать.
- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по - африканки.)
Танец «Чунга - Чанга».
— Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас остался этот танец и африканская кукла.
Воспитатель: - Нам пора лететь дальше. Садятся на ковер – самолет, говорят волшебные слова. Звучит волшебная музыка.
Включается экран: Эскимосы (монголоидная раса). Слайд №12
- Посмотрите на экран!
- Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чук-чи.) Слайд№13 - Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там, где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.
-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей).
Слайд №14 - Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте жи-вотных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
- А теперь расскажите, как выглядят дети? Слайд №13 (объяснения детей) - Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные во-лосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
—Какое у детей настроение?
— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).
- Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу. Слайд №15
- Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
Слайд №16 - А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
- Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
- А теперь подберём родственные слова к слову «охота»». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
- Молодцы, ребята.
- А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
- Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Белые медведи» (см. Приложение №1). Проводится под музыку «Песенка о медведях»
— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе с льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
1 ребё нок: Старый друг, лучше новых двух.
2 ребё нок: Друга ищи, а нашел, береги.
3 ребё нок: Друзья познаются в беде.
4 ребё нок: Дружба заботой, да подмогой крепка!
5 ребё нок: Живи не скупись - с друзьями делись!
6 ребё нок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
7 ребё нок: Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
- Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла.
- А нам пора возвращаться к себе в детский сад. Садятся на ковер – самолет. Говорят волшебные слова. Звучит волшебная музыка.
Включается экран: Дети европеоидной расы. Слайд №17,18
— Посмотрите, ребята на экран, кого вы видите? (Фотографии детей из детского сада.)
— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.
— И они приготовили для вас один сюрприз. Подходят к столу.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
— Почему это важные слова? (ответы детей)
—А вы по-настоящему дружные ребята? (ответы детей)
— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому.)
И на память вам ребята дарят русскую куклу.
4. Стихи о дружбе :….
Дети читают стихи о дружбе, которые заранее выучили. (см. Приложение №2)
Воспитатель:— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли : чем же мы отличаемся друг от друга?
Дети :
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
Воспитатель:
— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!
— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внима-тельные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
5. «Дружат дети всей земли». Слайд №19
—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод
и соединим его вокруг земного шара.
— Как красиво у вас получилось.
А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».
Воспитатель: (подведение итогов)
- Вам понравилось наше путешествие?
- Ребята, с кем мы сегодня познакомились?
- А что вы считаете самым главным?
- Что вам запомнилась?.
Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу.