Раиля Курамшина
«Дружат дети на планете». Конспект открытого мероприятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Приморского района Санкт-Петербурга.
Конспект открытого мероприятия в подготовительной группе по социально коммуникативному развитию на тему : «Дружат дети всей земли»
Воспитатель:
Курамшина Раиля Рамисовна
Санкт-Петербург
2015г.
Цель занятия:
Публикация «„Дружат дети на планете“, Конспект открытого мероприятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
Задачи занятия:
Познавательное развитие :
1. Знакомство детей с разными народами, населяющими планету.
2. Знакомство с культурой различных народов.
3. Формирование представления различия и сходства людей разных рас.
4. Создание условий для формирования интереса, любознательности к культуре, языку, деятельности, быту других народов.
5. Воспитание доброжелательного отношения ко всем народам Земли.
Речевое развитие :
1. Закрепление умения описывать внешний вид людей.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Закрепление умения подбирать родственные однокоренные слова.
4. Упражнение в подборе синонимов, составление сложных прилагательных.
5. Развитие интонационной выразительности речи.
6. Упражнения в изменении силы и высоты голоса.
7. Совершенствование артикуляционного аппарата и развитие речевого дыхания.
8. Развитие грамматического строя речи.
Социально-коммуникативное развитие :
1. Воспитание уважения к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету.
2. Развитие умения участвовать в совместной игре с другими детьми.
3. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умение соблюдать правила.
4. Закладывание нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений, желания поддерживать друзей, заботиться о них; побуждение дошкольников к добрым поступкам.
Художественно-эстетическое развитие :
1. Приобщение к музыкальной культуре.
2. Донесение до сознания детей эмоциональной окраски музыки путем выразительных средств.
3. Развитие способностей передавать в движениях характер музыкального произведения.
4. Формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Физическое развитие :
1. Укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений под музыку.
2. Воспитание и развитие чувства ритма, воспитание умения перевоплощаться.
Оборудование занятия:
• магнитофон, аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т. д. ;
• доска с макетом Земного шара;
• физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей;
• мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т. д. ;
• атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка;
• картонные куклы разных рас;
• танграм «Колумбово яйцо»;
• карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
• бумажный хоровод народов мира;
• льдины из картона
Предварительная работа:
• изучение карты мира для детей, глобуса;
• беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала по теме;
• просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
• просмотр мультфильма «Катерок»;
• чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
• загадывание загадок о дружбе;
• разучивание наизусть стихи о дружбе;
• изготовление атрибутов: картонных кукол разных рас, цветика-четырехцветика, волшебного экрана с изображениями народов разных стран, их жилища и т. д., одной большой льдины для подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами,
• на каждого ребё нка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2 льдины;
• подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра народов Севера «Ловля Оленей» и т. д. ;
• танец «Чунга-Чанга»;
• решение головоломок.
Ход занятия:
1. Введение в тему.
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б. Савельева, сл. М. Танича) дети входят в центр зала, образуя круг.
«Солнечный круг» Воспитатель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
И начнем наше путешествие.
• Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?
Дети : Наша страна называется Россия.
Воспитатель: — Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)
• Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
• Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
• Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.
2. Игровая ситуация
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
Фея Цветов:
• Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов.
А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)
- Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцветиков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
Давайте скажем все вместе громко. Дети произносят громко.
- А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
3. Путешествие по земному шару.
Включается экран: Дети монголоидной расы.
— Ребята, смотрите — «проснулся» волшебный экран! (На экране появляется иллюстрация с изображением японской девочки.)
• Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)
• Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
• Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
• Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.
Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию.
- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу, любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.
- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзияма).
(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.)
• Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
• Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те повторяют.)
• А как бы нам подружиться с этими детьми?
• Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
• В Японии очень любят различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм — выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.
• Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так, чтобы друг другу не мешать.
«ТАНГРАМ»
— Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит восточная музыка.)
Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.
• Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
• Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт.
• На память о нашей встрече нам осталась кукла - японка и еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
• Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова. (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)
Включается экран: Дети негроидной расы.
• Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
• Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?
Дети :- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Фея цветов показывает указкой Африку.
- А теперь расскажите, как выглядит девочка.
- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. (Кареглазая, большеглазый, темноволосый)
• Какая одежда у неё?
Дети : В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.
- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины, жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище — однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;
Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.
• Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
• Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
• Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети? Дети : Африканские дети больше всего любят танцевать.
- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это потанцевать по- африканки.)
Танец «Чунга-Чанга».
— Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас остался этот танец и африканская кукла.
• Сколько у нас осталось еще лепестков?
Дети : У нас осталось еще 2 лепестка.
- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе.)
Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).
Посмотрите на экран!
• Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
• Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.
-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
• А теперь расскажите, как выглядят дети?
• Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
—Какое у детей настроение?
— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).
• Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу.
• Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
• А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
• Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
• А теперь подберём родственные слова к слову «охота»». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
• Молодцы, ребята.
• А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
• Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о медведях»
Ход игры.
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
1 ребё нок: Старый друг, лучше новых двух.
2 ребё нок: Друга ищи, а нашел, береги.
3 ребё нок: Друзья познаются в беде.
4 ребё нок: Дружба заботой да подмогой крепка!
5 ребё нок: Живи не скупись с друзьями делись!
6 ребё нок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
7 ребё нок: Добро потеряешь - опять наживёшь,
друга потеряешь - уже не вернёшь.
• Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла.
• У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой.
Давайте-ка, скажем, волшебные слова. Тихо…
Включается волшебный экран: Дети европеоидной расы,
— Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из детского сада.)
— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.
— И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
— Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
— Почему это важные слова?
—А вы по-настоящему дружные ребята?
— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
— А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому.)
И на память вам ребята дарят русскую куклу.
4. Стихи о дружбе :
1 ребё нок: Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Вам она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар!
2 ребё нок: Голубь белый, голубь смелый
Сделал он большое дело
По полям, лесам летал
И от нас привет всем детям
Белым, желтым всем на свете
Белый голубь передал.
3 ребё нок: «Мы разные».
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
4 ребё нок: «Много у меня друзей»
Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
Здесь все дружно мы живём :
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
Здесь мы весело живём.
Пусть воспитательница верит
– Мы её не подведём!
5 ребё нок: «Про дружбу»
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
6 ребё нок: «Дружба – это дар»
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
— Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли : чем же мы отличаемся друг от друга?
• мы разговариваем на разных языках;
• по-разному одеваемся;
• выглядим по-разному;
• у нас разные жилища (дома);
• мы живем в разных уголках земного шара.
— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!
— Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
5. «Дружат дети всей земли»
—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод
и соединим его вокруг земного шара.
— Как красиво у вас получилось.
А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню «Большой хоровод».
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.