Елизавета Прохорова
Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»
Цель: Дифференциация звуков [Р]-[Л], в словах, словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей различать и выделять звуки [Р], [Л] в слогах, словах, словосочетаниях;
2. Обогащать словарь прилагательными, обобщающими словами;
3. Учить образовывать качественные прилагательные от существительных;
Развивающие:
1. Развивать навыки звукового анализа и синтеза;
Публикация «Конспект занятия по теме „Дифференциация звуков [Р] — [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
2. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
3. Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
4. Развивать зрительно-моторные координации, зрительное восприятие;
Воспитательные:
1. Учить дорожить дружбой;
2. Воспитывать доброе отношение к животным.
Словарная работа : лот; Лука; парка; плошка.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Отгадать героя сказки
Ты попробуй без подсказки.
Толстяк живёт на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
- с кем дружит Карлсон? (С Малышом)
- Значит Малыш и Карлсон …. (Друзья)
Сегодня Малыш и Карлсон помогут нам выполнить задания.
2. Основная часть
Малыш очень любит делать зарядку по утрам. Давай вместе с ним сделаем веселую зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»(назови второй звук в этом слове)
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит,
-Я теперь — лягушка!
«Трубочка» (назови второй звук в этом слове)
Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой.
«Горка»(назови третий звук в этом слове)
Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем — горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
«Часики»
У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
«Вкусное варенье»
Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
«Качели»
Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо
Весело Дениске!
«Грибок»
Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.
Фонетическая зарядка
Карлсон очень любит вкусно покушать. Он и тебя хочет угостить чем-нибудь очень вкусненьким. И предлагает тебе поиграть. Я буду показывать тебе картинки, а ты будешь мне говорить какой звук есть в этом слове [Р] или [Л] и где он находится (вначале, в середине или в конце). Лексический материал: оладьи, булка, пирог, торт, колбаса, мороженое, пирожное, карамель.
Дифференциация звуков в словах-паронимах.
Малыш очень любит звук [Л], а Карлсон – [Р]. Они предлагают поиграть в игру «скажи наоборот» Лексический материал: лак-рак; ложки-рожки; плошка-прошка; булка-бурка; лот-рот; лука-рука; лай-рай; лама-рама; колобок-коробок.
Дифференциация звуков и в словах.
Фрекен Бок попросила Малыша и Карлсона сходить в магазин. Вместе с Малышом и Карлсоном в магазин отправились их друзья: еж Лучик и еж Рубик. Они решили помочь донести продукты домой.
Игра «Продукты»
На столе лежат продукты (груши, лук, помидор, сыр, яблоки, виноград). Назови их. Малыш выбрал продукты со звуками [Л], и просит тебя положить их на спинку Лучика, а Карлсон – со звуками [Р],и хочет чтобы ты положил их на спинку Рубика.
Физминутка
Между елок, между сосен
По сугробам ходят лоси,
(Ходьба на месте со скрещиванием рук впереди – ножницы.)
Топчут снег пушистый,
Белый, серебристый.
(приседания, руки в стороны, руки на поясе)
Волки за лосями ходят,
Глаз с лосей они не сводят,
(Прыжки вокруг себя, ладошки приставлены ко лбу.)
У высокой елки
Встали злые волки.
Сам вожак к лосям подкрался –
Только без зубов остался:
(Поднимание коленей на месте)
Лоси ведь рогаты,
Лезешь, волк, куда ты?
(Потягивание на носках с подниманием рук вверх.)
Дифференциация звуков в словосочетаниях
Друзья вернулись из магазина и решили попить чай. Карлсон больше всего на свете любит варенье. Расскажи, какое бывает варенье.
Из яблок – яблочное варенье.
Из клубники –клубничное варенье
Из груш – грушевое варенье
Из персика – персиковое варенье
Из черники – черничное варенье
Из брусники – брусничное варенье
Из смородины – смородиновое варенье
3. Заключительная часть.
Малыш и Карлсон играли и случайно порвали картинку. Друзья очень расстроились и просят тебя помочь им. (картинка – журнал Мурзилка) Скажи – «Карлсон собрал журнал Мурзилка»
Итог занятия.
Какие звуки мы сегодня закрепляли? Карлсон и Малыш благодарят тебя за помощь.
Использованные источники:
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. .——М. : Просвещение, 1991.
Вишнякова О. В. В 55 Словарь паронимов русского языка. —М. : Рус. яз., 1984