Светлана Юрчук
Технология развития логопедической ритмики «Логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
подготовила: учитель – логопед Юрчук С. В.
В основе разработки технологии «Логоритмика» лежит теория и методика Г. А. Волковой. Автор определяет логоритмику как форму активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова, которая может быть включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией». В своей работе я также опиралась на методики Г. Р. Шашкиной, М. Ю. Картушиной, С. М. Томилиной, Е. Ю. Гайдар
Публикация «Технология развития логопедической ритмики „Логоритмика“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Пояснительная записка
В основе жизни человека лежит движение, являясь «одним из основных механизмов уравновешивания в системе «организм – среда» (Г. А. Волкова, 1985). Каждое движение осуществляется в определенном ритме и все окружающее нас, живет по законам ритма.
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне
зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный
эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют
уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению
лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики;
формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и
творческие способности, появляется уверенность в себе.
Логопедическая ритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность
ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость
движения кистей и пальцев рук. Дети учатся правильно дышать, ходить,
отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки.
Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность
запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность
действий во время различных игр, развивает детский слух: формирует
слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек
(колокольчиков, погремушек, барабана, узнавание звуков окружающей
среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек).
Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение,
повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных
реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся
говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и
психическому развитию ребенка.
Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи
принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры
учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в
первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально
- шумовых инструментах является средством для решения следующих
(помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти,
координации движений, мелкой моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Актуальность
Количество детей с различными нарушениями речи с каждым годом растет. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.
Задачи логоритмики:
1. Коррекционные.
2. Образовательные.
3. Воспитательные.
К коррекционным задачам относятся:
• преодоление основного речевого нарушения,
• развитие дыхания, голоса,
• развитие артикуляции,
• развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит:
• формирование двигательных навыков и умений,
• знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).
К воспитательным задачам относятся:
• воспитание и развитие чувства ритма при слушании музыкального произведения,
• воспитание и развитие собственного ритма движений,
• воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
Цель технологии: развитие речи и коррекция чистого произношения у детей в сочетании с двигательными навыками и музыкой.
Задачи технологии:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2. Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать слуховое внимание и память.
4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с
речью.
5. Укреплять костно - мышечный аппарат.
6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство
равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях
и речи ритмическую выразительность.
8. Развивать коммуникативные способности.
Предполагаемый результат: Регулярное проведение логоритмических занятий будет способствовать быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, расширит представление об окружающем мире, научит общению со сверстниками.
Этапы реализации технологии.
I этап. Информационно-аналитический (подготовительный)
Задачи этапа:
• Изучение программ по развитию речи и психомоторики дошкольников.
• Определение уровня психомоторного и речевого развития воспитанников. Преобразование предметно - развивающей среды группы, оснащение универсальными пособиями и оборудованием.
• Построение учебного материала в соответствии с возрастными возможностями детей: составление плана обучения детей дошкольного возраста средствами логоритмики, способствующими психомоторному и речевому развитию.
• Определение форм работы с детьми по развитию психомоторики и речи детей дошкольного возраста.
• Обследование детей (с 1 по 15 сентября).
• Диагностика неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
II этап – практический.
Задачи этапа:
• Практическое апробирование приёмов логоритмики в воспитательно-образовательном процессе.
• Повышение компетентности родителей в вопросах развития психомоторики и речи детей дошкольного возраста,
• Обеспечение преемственности в деятельности воспитателей и родителей воспитанников.
III этап – результативный.
Задачи этапа:
• Анализ результатов деятельности, повторное обследование моторики и речи, диагностика.
• Коррекция деятельности по результатам исследования.
• Показ открытого заключительного занятия.
• Оформление материалов деятельности с целью дальнейшей трансляции.
Методы и приемы учебной деятельности
На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени освоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы:
а) наглядно-зрительные:
• показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов;
• подражание образцам окружающей жизни;
• использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильм, фотография, телепередача, картины и т. п.)
б) тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельность различных пособий.
Например, при ходьбе на пути ставят воротца-дуги. Чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция "не задеть воротца" связывается в сознании ребенка с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И, если воротца задеваются, то ребенок сам определяет неправильность своего движения.
в) наглядно-слуховые - звуковая регуляция движений.
Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме 2х-четверостиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.
При словесном методе используются следующие приемы:
1) краткое объяснение новых движенийи ;
2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения;
3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения;
4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;
5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п. ;
6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;
7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровые и соревновательные методы.
Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.
Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.
Методы и приемы преподавателя
Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия:
• демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего;
• показывает, кто лучше и правильнее выполняет задание;
• выступает в роли судьи, капитана команды;
• дает такие задания, как изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, провести подвижную игру с другими правилами, составить варианты игр, придумать новые.
В своей практической работе использую множество методов, каждый из которых имеет комплекс разнообразных приемов.
Логопедическая ритмика пользуется наглядными, словесными и практическими методами. Словесные методы - помогают ребенку понять поставленную задачу и включают в себя следующие приёмы:
1. Объяснение.
Демонстрируя новые движения, взрослый не
только показывает, но и обязательно рассказывает ребенку
о том, что вот есть птичка, она поет вот так: «Чик-чирик», -а есть мишка, он ревёт вот так: «Э-э-э», жук летает и жужжит –ж-ж-ж-- и т. д.
2. Словесное указание.
Когда ребенку предлагается наглядная демонстрация с объяснением, чтобы воспроизвести нужное движение, ему необходимо бывает получить дополнительную «подсказку» или уточнение. Например: «ручки поднимаем вверх» или «а теперь ручки сжали в кулачки». Это и есть словесные указания. Педагоги часто называют их словесной инструкцией, а иногда - просто просьбой. Важно, чтобы такие указания излагались доступным ребенку языком, были точны и лаконичны.
3. Беседа.
Предлагая ребенку новые упражнения или подвижные игры, стоит рассмотреть с ним подходящую игрушку или картинку, обратить его внимание на характерные признаки того или иного образа. Например: «Вот киска. Мяу-мяу! Киса! Смотри, как она выгибает спинку. Ну-ка, давай тоже выгнем спинку! Теперь ты выгни спину, как киска, а я тебя поглажу по спинке», - и т. д.
4. Команды, распоряжения и сигналы.
Считалочки, которыми начинаем игру, или так называемые игровые зачины. «Кто бу-удет играть в интересную игру-у, а в какую - не скажу-у.» - это и есть зачин, интрига, призывающая играть вместе. Ну и всем знакомое «Раз, два, три-и-и!» - это ведь тоже команда, голосовой сигнал к началу действия.
После того, как взрослый всё рассказал и показал ребенку, а ребенок вместе с ним попытался воспроизвести то, что ему предлагается, наступает время игры. Это и есть практический метод обучения.
Он представляет собой своеобразную проверку: усвоил ли ребенок то, что ему терпеливо показывали и рассказывали, и сможет ли он практически это использовать. Рассматривали и показывали киску, медведя и зайку? Малыш уже умеет скакать, как зайка, выгибать спинку, как киска, и идти вперевалочку, как мишка? Можно также использовать другой практический прием - ввести в игру элемент соревнования: «Ну-ка, кто из нас лучше поскачет, как зайка?» или «А кто лучше споет, как птичка?»
Логопедическая ритмика включает в себя:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.
Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать
осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.
Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными.
2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.
Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Цель: выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка,
челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных
движений.
Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным,
воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает
профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить
правильное звукопроизношение.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.
Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания –
способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды
памяти: моторная, зрительная, слуховая.
Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами
деятельности. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно
развивать слуховое внимание и слуховую память.
5. Счетные упражнения.
Цель: закрепляют счет в пределах 1-10.
Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения
движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую
координацию действий.
Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным
выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является
ритмической основой для выполнения движений.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).
Цель: формировать и развивать слуховое внимание.
Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке.
8. Ритмические упражнения.
Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии
ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3
и более слогов.
9. Развитие чувства темпа.
Цель: развивать темп речи.
Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа
работать над темпом речи. Умение чувствовать темп в
музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и
контролировать нормальный темп речи.
10. Пение.
Цель: развивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа,
улучшать дикцию и координировать слух и голос.
11. Игра на музыкальных инструментах.
Цель: развивать мелкую моторику, формировать чувство музыкального
слуха, ритма, метра, темпа, развивать внимание, память.
12. Пальчиковые игры.
Цель: способствовать скорейшему речевому развитию.
Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано
с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением, с
проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами,
палочками, мячами.
13. Упражнения на развитие мимики.
Цель: развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность
губ и щек).
Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика.
Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.
14. Артикуляционные упражнения.
Цель: развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости
артикуляционных движений.
Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Цель: различать на слух все звуковые единицы языка.
Работа по формированию фонематического
восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения
направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на
различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных
звуков.
16. Коррекция звукопроизношения.
Цель: исправление неправильного звукопроизношения.
На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.
Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
1) упражнения, развивающие неречевые процессы:
• общая и мелкая моторика,
• координация движений,
• ориентировка в пространстве,
• регуляция мышечного тонуса,
• развитие
• чувства музыкального метра,
• темпа, ритма,
• развитие психических процессов
2) упражнения, развивающие речевые упражнения:
• развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи
• развитие артикуляции и мимики,
• работа над правильным звукопроизношением
• формирование фонематического слуха.
Таким образом, использование системы специальных упражнений,
различных игр с детьми по технологии позволит добиться
положительных результатов в развитии речи и музыкальности,
координированности движений со словом, сформирует положительный
эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.
Построение НОД
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме:
I. Ритмическая разминка
II. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:
а) упражнения для развития основных сторон внимания;
б) упражнения, регулирующие мышечный тонус;
в) упражнения для развития чувства темпа и ритма;
г) упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
III. Слушание музыки (1 произведение).
IV. Пение (2-3 попевки, чистогоаорки).
V. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
VI. Упражнения для развития речевых и мимических движений.
VII. Игра.
VIII. Заключительная ходьба под марш спокойного характера.
В первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. По мере нарастания утомления идет переход ко 2-й части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. После слушания музыки начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для следующих занятий.
Развитие детей в процессе овладения навыками логоритмики:
- расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
- сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
- развитость модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
- сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004;
3. Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова «Фонематическая и логопедическая ритмика в ДОУ» (пособие для воспитателей и логопедов); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
4. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
5. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
6. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
7. А. Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
8. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е. А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.
9. «Логопедические распевки» Н. Г. Гавришевой, Н. В. Нищевой;
10. «Весёлая логоритмика» Е. Железновой;
11. «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т. В. Пятница.
12. «Работа над ритмом в логопедической практике» Г. В. Дедюхина
13. Шашкина Г. Р. Логоритмическая ритмика для дошкольников: Учебное пособие. – М. ; НОО «МСГИ», 2002. – 136 с.
14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;