Дудник Светлана Николаевна
Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Процесс создания ребенком новых слов на основе тех, которые он уже усвоил, носит название словотворчество.
Проблема детского словотворчества является актуальной всегда, так как представляет интерес для методики развития детской речи.
Публикация «Мастер-класс „Технология развития словотворчества в детском саду“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2019
Наблюдения за детьми помогли мне определиться с направлением в работе. Тема, которая меня как педагога заинтересовала «Технологии развития словотворчества в процессе развития речи дошкольника». Перед собой я поставила цель: что необходимо организовать работу по использованию технологий развития словотворчества.
Данная цель послужила для определения и постановки определенных образовательных задач: создание условий, способствующих успешному внедрению технологий; исследование единицы словотворчества, полученные экспериментальным путем и определение их степени сходства и различия у разных детей; разработка методических пособий и материала к применению таких технологий на практике; оказание консультативной помощи родителям по развитию словотворчества.
В своей работе с детьми использую несколько технологий развития словотворчества :
1 Технология обучения детей составлению метафор. (слайд)
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Технология обучению метафор применяется с одаренными детьми с 6-7лет (при индивидуальной работе, или группы детей). Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.
Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
2. Технология обучения детей составлению сравнений. (слайд)
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений предполагает работу с детьми трех лет. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
• воспитатель называет какой-либо объект;
• обозначает его признак;
• определяет значение этого признака;
• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
На пятом году жизни тренинги усложняются:
• в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
• в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
3. Составление рифмованных текстов-лимерик.
Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
2. По содержанию лимерик строится по следующей модели:
1 строчка Жил - был (объект)
2 строчка Сравнение или указание на свойство объекта
3 строчка Действие или взаимодействие с другими объектами
4 строчка
5 строчка Вывод (утверждение или мораль)
3. Технология обучения детей составлению загадок (Слайд)
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Данная технология предполагает развитие умственных способностей, словотворчество, путем составления собственных загадок.
В практике работы с детьми дошкольного возраста использую три основных модели составления загадок, с которыми мне хотелось бы вас познакомить. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает педагогам составить загадку про какой-либо объект. например
Модель-образец. Выбрать объект (самовар)
Какой? Что бывает таким же?
Какой самовар по цвету?
Какой самовар по действиям?
- Какой он по форме?
- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы). Затем необходимо дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
Затем необходимо дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета. Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Начищенная монета
Шипящий Проснувшийся вулкан
Круглый Спелый арбуз
После заполнения таблички предлагаю прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память : ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в
Модель для выполнения
Выберите объект, запишите его, используя объект запишите образные характеристики в таблицу. Кто справился с заданием и может прочитать свою загадку, отложите листок на край стола.
Что делает? Что (кто) делает так же?
Выслушиваются загадки всех желающих педагогов, вопросы по составлению.
Ребенок в своем словотворчестве опирается на уже известные слова, используя их как стереотипы. Также данные технологии подтверждают, что механизмы словотворчества достаточно универсальны.
Хочется отметить, что процесс образования новых слов доставляет немало удовольствия, как взрослым, так и детям. Предложенные технологии позволяют сделать процесс словотворчества более легким, эффективным к усвоению.
Успехов вам в нелегком труде, уважаемые коллеги
Список литературы
1. Ушакова, Т. Н. О причинах детского словотворчества/Т. Н. Ушакова// Вопросы психологии. - 1970. - № 6.
2. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л. П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1984.
3. Мурашковска И. Н. Когда я стану волшебником. 2001г
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи/А. Н. Гвоздев. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
5. Лурия, А. Р. Язык и сознание/А. Р. Лурия. – Ростов н/Д. : «Феникс», 1998.
6. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для вузов/Е. О. Смирнова М. :ВЛАДОС, 2003.