Оксана Шурховецкая
Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми
Шурховецкая Оксана Сергеевна – воспитатель, ГКСУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр детей-инвалидов «Доверие»
г. Волгоград
Работая с умственно отсталыми детьми, мы можем видеть, что нарушение речи у таких детей носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Для них характерно позднее развитие речи, речь у таких детей развивается медленно. У некоторых детей наблюдается поток бессмысленных фраз, у других речь вообще не возникает или не развивается. Такой речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и резко снижает их познавательные возможности. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, и устраняются с большим трудом. При всякой задержке речевого развития, таким детям необходима помощь, в виде комплексного подхода (работа со специалистами, применение различных методик, с учётом личностных особенностей детей.
Публикация «Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Целью логопедического работы с детьми в условиях реабилитационного центра является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью, формирование самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей социализации.
Задачи логопедической работы : учить детей понимать обращённую речь педагога, развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать подвижность артикуляционного аппарата, закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность; закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность; учить ребёнка участвовать в беседе; учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках.
Логопедическая ритмика - это форма активной терапии для преодоления речевого и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. В основе логоритмических занятий лежит сочетание слова, музыки и движения.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Оздоровительные. Занятия имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов.
2. Образовательные. Формирование, развитие, коррекция неречевых
процессов и речевой функциональной системы.
3. Воспитательные. Воспитание положительных личностных качеств: доброжелательности, дружелюбия, самостоятельности.
4. Коррекционные. Работа по коррекции эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, координации движений во взаимосвязи с речью, развитию и коррекции музыкально-ритмических движений и т. д.
Актуальность данной методики состоит в том, что она включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмику можно включать в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными отклонениями здоровья. Предполагаемая программа рассчитывается на длительное время. Каждое занятие должно представлять собой тематическую и игровую целостность, составляется с опорой на лексические темы. Возрастная категория - дети с речевой патологией, с нарушениями психомоторных функций. Необходимо выбрать наиболее оптимальную методику с учётом возраста, речевых и психических нарушений каждого ребёнка.
Сущность логопедической ритмики состоит в том, что она благотворно действует как на физическое, так и на психическое развитие детей. Обязательно надо учитывать психофизические особенности детей. Движения помогают осмыслить и запомнить слово, активизируют деятельность мозга. Учёными доказано, что под действием музыки у детей изменяется тонус мышц, усиливается внимание, стимулируется дыхание. Музыка вызывает у детей положительные эмоции. Слово и музыка помогают адаптироваться к условиям внешней среды, организуют и регулируют двигательную сферу детей. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Большую роль в связи движения, музыки и слова играет ритм, т. к. любые ритмические движения активизируют деятельность мозга ребёнка. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, потешек способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.
Учитывая психофизические возможности детей можно проводить логопедическую ритмику без музыкального сопровождения (в стихотворном варианте) или использовать упражнения по методике «Расскажи стихи руками». Такие упражнения можно использовать в разных видах занятий, досуговой деятельности, при проведении прогулок в качестве физкультминутки.
Работая с умственно отсталыми детьми, изучив речевые и психомоторные возможности, можно выделить основные принципы в работе по логоритмике. Эти принципы были раскрыты Л. С. Выготским в положении о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей.
- Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными, органическими отклонениями в развитии и адекватного коррекционного обучения;
- Принцип развивающего обучения, заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- Принцип полифункционалъного подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен подавать материал как можно меньшими частями, постоянно опираясь на знания и опыт детей, предусматривая в своей работе приёмы активизации мышления;
- Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий.
- Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
- Основной принцип - тесная связь движений с музыкой, включая речевой материал.
Содержание и структура логопедической ритмики
Средствами логопедической ритмики являются следующие виды упражнений:
1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Эти упражнения являются вводными и заключительными. Дети учатся воспринимать словесную инструкцию логопеда, ориентироваться в пространстве (различать левостороннее и правостороннее движение, улучшают осанку.
2. Упражнения регулирующие мышечный тонус. Обучают детей расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Дети знакомятся с такими понятиями как «сильно» и «слабо» напряжение мускулатуры. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать более глубокий вдох и длительный выдох, правильное распределение выдоха. В работе над голосом развивают силу и высоту, выразительность. Упражнения для развития голоса проводятся под музыку и без нее. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их подвижности и подвижность языка, челюстей, губ.
4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Эти упражнения учат детей быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, переходить с
одного действия к другому. Развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная.
5. Ритмические и счетные упражнения. Позволяют задавать и развивать определенный темп и ритм при выполнении движений, закрепляют счет в пределах 1-5.
6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Цель таких упражнений - ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий и без них.
7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
8. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, в бубен, взмах руками, а затем включаются движения ногами на месте и бег.
9. Пение, стихи, упражнения для развития словотворчества и мимических мышц. Пение, заучивание стихов, потешек, скороговорок развивает не только дыхание, память, голос, но и формирует чувство ритма, темпа, координирует слух и голос. Особенно важным моментом является пение хором.
10. Игра на музыкальных и шумовых инструментах способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации движений, общей и мелкой моторики. На первых этапах дети играют на самых простых инструментах (колокольчиках и шумелках). В дальнейшем дети осваивают инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольники, металлофон и т. д.).
11. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров. Поэтому, развивая моторику пальцев рук, способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами - карандашами, палочками, мячами.
12. Упражнения на развитие мимики. Упражнения учат детей напрягать и расслаблять мышцы лица, делать их более выразительными.
13. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.
Исправление звукопроизношения будет возможно при условии развитого фонематического восприятия, а оно в свою очередь строится на развитии слухового внимания.
14. Коррекция звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Подбираются игры на основе звукоподражания.
Планирование и структура логоритмических занятий
В основу логоритмических занятий положен принцип системности и последовательности. Занятия планируются и составляются с учётом возраста, речевых и психических нарушений детей. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность, составляется с опорой на лексические темы. При составлении конспектов занятий необходимо использовать детские стихи и песенки народов мира, русских и современных поэтов.
Занятия можно проводить воспитателям групп и совместно с музыкальным руководителем 1-2 раза в неделю. Длительность занятий 10-20 минут. Количество детей на занятиях 4-8 человек. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях, а речевые упражнения и игры с выполнением движений отрабатываются воспитателями групп. Тексты песенок простые по содержанию. Движения в танцах разучиваются поэтапно.
Проводится занятие в игровой форме, т. к. игра является ведущей деятельностью умственно отсталого ребёнка. В играх логопед (воспитатель) сначала в доступной форме объясняет детям правила, затем все элементы выполняются по подражанию. Необходимо чтобы все дети хорошо видели логопеда (воспитателя, двигались и выполняли все движения одновременно. Иногда в занятиях используются элементы психогимнастики, пантомимы, импровизации. Во время занятий должна соблюдаться последовательность. Постепенно усложняется и повторяется материал. Все занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению игр, упражнений и т. д.
На логоритмических занятиях применяется наглядный материал : игрушки, картинки, костюмы. Если занятие проводится в музыкальном зале, то помещение подготавливается согласно лексической теме. При необходимости проводится индивидуальная работа с детьми.
Сотрудничество специалистов реабилитационного центра
Тесное сотрудничество специалистов реабилитационного центра, совместная подготовка, планирование и проведение занятий, будут давать хорошие результаты по преодоления речевых нарушений у умственно отсталых детей. Необходима организованная системная работа.
Логопед составляет конспект занятия, подбирает игры, упражнения, проводит занятие.
Музыкальный руководитель подбирает музыку, танцы, песни, музыкально-двигательные, художественно-изобразительные, музыкально-дидактические игры, участвует в проведении занятий.
Психолог участвует в составлении индивидуально-коррекционного маршрута на каждого ребенка.
Воспитатели проводят занятия, проводят подготовительную работу.
Инструктор по физической культуре разучивает подвижные игры.
Считаю, что планирование и провидение занятий по логопедической ритмики даст положительные результаты преодолению речевых нарушений у умственно отсталых детей. Надо дать детям возможность в игровой ситуации развить свои творческие способности. Очень важное значение имеет логоритмика для детей с речевым негативизмом, так как занятия в сочетании с музыкой создают положительный эмоциональный настрой.