Папки-передвижки

Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми

Оксана Шурховецкая
Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми

Шурховецкая Оксана Сергеевна – воспитатель, ГКСУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр детей-инвалидов «Доверие»

г. Волгоград

Работая с умственно отсталыми детьми, мы можем видеть, что нарушение речи у таких детей носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Для них характерно позднее развитие речи, речь у таких детей развивается медленно. У некоторых детей наблюдается поток бессмысленных фраз, у других речь вообще не возникает или не развивается. Такой речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и резко снижает их познавательные возможности. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, и устраняются с большим трудом. При всякой задержке речевого развития, таким детям необходима помощь, в виде комплексного подхода (работа со специалистами, применение различных методик, с учётом личностных особенностей детей.

Публикация «Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми» размещена в разделах

Целью логопедического работы с детьми в условиях реабилитационного центра является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью, формирование самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей социализации.

Задачи логопедической работы : учить детей понимать обращённую речь педагога, развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать подвижность артикуляционного аппарата, закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность; закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность; учить ребёнка участвовать в беседе; учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках.

Логопедическая ритмика - это форма активной терапии для преодоления речевого и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. В основе логоритмических занятий лежит сочетание слова, музыки и движения.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Оздоровительные. Занятия имеют общую составляющую, направленную на выработку динамической координации движений, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение здесь приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов.

2. Образовательные. Формирование, развитие, коррекция неречевых

процессов и речевой функциональной системы.

3. Воспитательные. Воспитание положительных личностных качеств: доброжелательности, дружелюбия, самостоятельности.

4. Коррекционные. Работа по коррекции эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, координации движений во взаимосвязи с речью, развитию и коррекции музыкально-ритмических движений и т. д.

Актуальность данной методики состоит в том, что она включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмику можно включать в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными отклонениями здоровья. Предполагаемая программа рассчитывается на длительное время. Каждое занятие должно представлять собой тематическую и игровую целостность, составляется с опорой на лексические темы. Возрастная категория - дети с речевой патологией, с нарушениями психомоторных функций. Необходимо выбрать наиболее оптимальную методику с учётом возраста, речевых и психических нарушений каждого ребёнка.

Сущность логопедической ритмики состоит в том, что она благотворно действует как на физическое, так и на психическое развитие детей. Обязательно надо учитывать психофизические особенности детей. Движения помогают осмыслить и запомнить слово, активизируют деятельность мозга. Учёными доказано, что под действием музыки у детей изменяется тонус мышц, усиливается внимание, стимулируется дыхание. Музыка вызывает у детей положительные эмоции. Слово и музыка помогают адаптироваться к условиям внешней среды, организуют и регулируют двигательную сферу детей. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Большую роль в связи движения, музыки и слова играет ритм, т. к. любые ритмические движения активизируют деятельность мозга ребёнка. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, потешек способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи, вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.

Учитывая психофизические возможности детей можно проводить логопедическую ритмику без музыкального сопровождения (в стихотворном варианте) или использовать упражнения по методике «Расскажи стихи руками». Такие упражнения можно использовать в разных видах занятий, досуговой деятельности, при проведении прогулок в качестве физкультминутки.

Работая с умственно отсталыми детьми, изучив речевые и психомоторные возможности, можно выделить основные принципы в работе по логоритмике. Эти принципы были раскрыты Л. С. Выготским в положении о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей.

- Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными, органическими отклонениями в развитии и адекватного коррекционного обучения;

- Принцип развивающего обучения, заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

- Принцип полифункционалъного подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

- Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен подавать материал как можно меньшими частями, постоянно опираясь на знания и опыт детей, предусматривая в своей работе приёмы активизации мышления;

- Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий.

- Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

- Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

- Основной принцип - тесная связь движений с музыкой, включая речевой материал.

Содержание и структура логопедической ритмики

Средствами логопедической ритмики являются следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Эти упражнения являются вводными и заключительными. Дети учатся воспринимать словесную инструкцию логопеда, ориентироваться в пространстве (различать левостороннее и правостороннее движение, улучшают осанку.

2. Упражнения регулирующие мышечный тонус. Обучают детей расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Дети знакомятся с такими понятиями как «сильно» и «слабо» напряжение мускулатуры. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать более глубокий вдох и длительный выдох, правильное распределение выдоха. В работе над голосом развивают силу и высоту, выразительность. Упражнения для развития голоса проводятся под музыку и без нее. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их подвижности и подвижность языка, челюстей, губ.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Эти упражнения учат детей быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, переходить с

одного действия к другому. Развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная.

5. Ритмические и счетные упражнения. Позволяют задавать и развивать определенный темп и ритм при выполнении движений, закрепляют счет в пределах 1-5.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Цель таких упражнений - ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий и без них.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.

8. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, в бубен, взмах руками, а затем включаются движения ногами на месте и бег.

9. Пение, стихи, упражнения для развития словотворчества и мимических мышц. Пение, заучивание стихов, потешек, скороговорок развивает не только дыхание, память, голос, но и формирует чувство ритма, темпа, координирует слух и голос. Особенно важным моментом является пение хором.

10. Игра на музыкальных и шумовых инструментах способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации движений, общей и мелкой моторики. На первых этапах дети играют на самых простых инструментах (колокольчиках и шумелках). В дальнейшем дети осваивают инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольники, металлофон и т. д.).

11. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров. Поэтому, развивая моторику пальцев рук, способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами - карандашами, палочками, мячами.

12. Упражнения на развитие мимики. Упражнения учат детей напрягать и расслаблять мышцы лица, делать их более выразительными.

13. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.

Исправление звукопроизношения будет возможно при условии развитого фонематического восприятия, а оно в свою очередь строится на развитии слухового внимания.

14. Коррекция звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, анализа и синтеза, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Подбираются игры на основе звукоподражания.

Планирование и структура логоритмических занятий

В основу логоритмических занятий положен принцип системности и последовательности. Занятия планируются и составляются с учётом возраста, речевых и психических нарушений детей. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность, составляется с опорой на лексические темы. При составлении конспектов занятий необходимо использовать детские стихи и песенки народов мира, русских и современных поэтов.

Занятия можно проводить воспитателям групп и совместно с музыкальным руководителем 1-2 раза в неделю. Длительность занятий 10-20 минут. Количество детей на занятиях 4-8 человек. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях, а речевые упражнения и игры с выполнением движений отрабатываются воспитателями групп. Тексты песенок простые по содержанию. Движения в танцах разучиваются поэтапно.

Проводится занятие в игровой форме, т. к. игра является ведущей деятельностью умственно отсталого ребёнка. В играх логопед (воспитатель) сначала в доступной форме объясняет детям правила, затем все элементы выполняются по подражанию. Необходимо чтобы все дети хорошо видели логопеда (воспитателя, двигались и выполняли все движения одновременно. Иногда в занятиях используются элементы психогимнастики, пантомимы, импровизации. Во время занятий должна соблюдаться последовательность. Постепенно усложняется и повторяется материал. Все занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению игр, упражнений и т. д.

На логоритмических занятиях применяется наглядный материал : игрушки, картинки, костюмы. Если занятие проводится в музыкальном зале, то помещение подготавливается согласно лексической теме. При необходимости проводится индивидуальная работа с детьми.

Сотрудничество специалистов реабилитационного центра

Тесное сотрудничество специалистов реабилитационного центра, совместная подготовка, планирование и проведение занятий, будут давать хорошие результаты по преодоления речевых нарушений у умственно отсталых детей. Необходима организованная системная работа.

Логопед составляет конспект занятия, подбирает игры, упражнения, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, танцы, песни, музыкально-двигательные, художественно-изобразительные, музыкально-дидактические игры, участвует в проведении занятий.

Психолог участвует в составлении индивидуально-коррекционного маршрута на каждого ребенка.

Воспитатели проводят занятия, проводят подготовительную работу.

Инструктор по физической культуре разучивает подвижные игры.

Считаю, что планирование и провидение занятий по логопедической ритмики даст положительные результаты преодолению речевых нарушений у умственно отсталых детей. Надо дать детям возможность в игровой ситуации развить свои творческие способности. Очень важное значение имеет логоритмика для детей с речевым негативизмом, так как занятия в сочетании с музыкой создают положительный эмоциональный настрой.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 летМетодические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 лет Во всём мире широко известны и активно используются счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения.

Методические рекомендации по работе с удмуртскими сказками УДМУРТСКИЕ СКАЗКИ, ПОБАЙКИ, ЛЕГЕНДЫ Содержание 1. Старик со старухой и береза. 2. Заяц и лягушка 3. Кошка и белка 4. Ласточка.

Использование фонетической ритмики с опорой на резонаторные зоны в работе с детьми с общим недоразвитием речи первого уровня М. И. Клименко, учитель-логопед, МАДОУ ДС №3 «Надежда» г. Благовещенск Использование фонетической ритмики с опорой на резонаторные зоны.

Конспект занятия по познавательному развитию с умственно отсталыми детьми третьего года обучения на тему «Форма и цвет» Цель: закрепить представления детей о форме и цвете. Задачи: 1. Образовательные: -расширение знаний у детей о свойствах сухого и мокрого.

Фотоотчет о выполнении аппликации со слабослышащими и умственно отсталыми детьми в технике бумагопластики «Ягодки»Фотоотчет о выполнении аппликации со слабослышащими и умственно отсталыми детьми в технике бумагопластики «Ягодки» Занятие-аппликация со слабослышащими и умственно отсталыми детьми учащиеся 5 и 6 классов на тему "Ягодки". Научить детей правильно заполнять.

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Методические рекомендации "Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста". Данные методические рекомендации предназначены.

Методические рекомендации по использованию приемов сказкотерапии в работе с детьми «Нам взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы.

Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий,.

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической практике Сохранение и укрепление здоровья, как на логопедических занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей, поскольку они соматически.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 12:56
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шурховецкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД