Наталья Ушакова
Криотерапия — инновационная технология в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие).
Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.
В логопедических методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат.
Публикация «Криотерапия — инновационная технология в логопедической практике» размещена в разделах
На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками пациента).
Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции.
Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методика помогает улучшить запоминание новой информации.
Метод развития мелкой моторики – криотерапия позволяет достичь следующих целей:
- стимуляция моторики рук;
- улучшение речевой функции;
- социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна);
- дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
- у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- развивается внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
- общее оздоровление организма;
- появляется положительный эмоциональный настрой на занятия.
Методика проведения криотерапии :
1 этап: чередование тёплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры со льдом.
2 этап: растяжка пальцев с последующей пальчиковой гимнастикой.
3 этап: массаж рук с помощью предметов разных фактур (шишка, мячик, щётка и т. п.)
В работе используются игровые приё мы:
- игры со льдом («Разложи по цвету», «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье», «Выполни по образцу», «Достань игрушку», «Бассейн»);
- массаж рук кубиками льда;
- наложение на руки холодных повязок;
- рисование цветными льдинками.
Длительность сеанса:
-Продолжительность терапии: 7-20 секунд.
-Подходов: 3-5 за сеанс.
-После холода руки греют (в тёплой воде или грелкой).
-Количество сеансов: 10-15.
-Курсы проводятся: 3 раза в год.
Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Врач обязательно учитывает показания и ограничения при использовании криотерапии.
Методика показана при:
- детском церебральном параличе,
- синдроме Дауна,
- аутизме,
- задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций,
- при гипоксическом поражении головного мозга,
- синдроме гиперактивности, с лёгкой формой гиперактивности,
- сильной раздражительности,
- при неврозоподобных состояниях.
- при дефиците внимания.
У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний).
Ограничения к назначению криотерапии в логопедии :
- Наличие эпилептического синдрома.
- Миопатия.
- Непереносимость холода.
- Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).
- Обострение хронических патологий.
- Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).
Оборудование:
- Криотерапия не требует специальных аппаратов.
- Для занятий используют ледовые фигурки, кубики.
- Для приготовления льда используются специальные формы для льда, а так же используются детали лего, формы из-под конфет, формочки для выпечки и другие бросовые материалы.
- Для приготовления льда специалисты наливают воду в формы. Перед замораживанием можно налить немного краски, положить цветную бумажку или маленькую фигурку. Это повысит интерес к терапии.
Криотерапия в логопедии осуществляется в дошкольных и школьных учреждениях.