Юля Кантеева
Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития»
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №7»
Кантеева Юлия Равиловна
воспитатель
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психическом развитии детей возросла в десятки раз. Задержка психического развития – заболевание, которое характеризуется нарушением нормального темпа психического развития ребенка. Это комплекс нарушения речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. Категория дошкольников с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Выраженные и стойкие формы задержки психического развития требуют специальной психолого-педагогической коррекции и разнообразие методов воздействия.
Публикация «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особенности развития дошкольников, имеющих задержку психического развития, представлены в трудах таких авторов, как Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, О. С. Зотеевой, М. С Певзнер, У. В. Ульенковой, С. Г. Шевченко познавательной деятельности. Данное нарушение может варьироваться от легкой до выраженной степени. Стойкость и выраженность указанного состояния зависит оттого, что лежит в структуре дефекта: эмоционально-волевая незрелость, низкий психический тонус, нарушение познавательной деятельности, нарушение памяти, нарушение внимания, подвижность психических процессов, дефицитарность отдельных корковых функций. У большинства детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность дефектов речи [2;5;7;9;10;11].
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественными изменениями психофизиологического состояния детей, что требует новых медицинских и психолого-педагогических подходов и решений в режиме саморазвития ребенка с задержкой психического развития.
Изучение исторических предпосылок создания современной методики логоритмики в исследованиях Б. Г. Ананьева, В. М. Бехтерева, Л. С. Брусиловского, А. Л. Готсдинер, В. Н. Мясищева и др. показало, что ее основополагающими компонентами являются: движение, ритм, слово, которые обладают универсальными развивающими, компенсаторными, коррекционными и профилактическими воздействиями на психику. Таким образом, в научной литературе на ряду с термином «логоритмика», часто перекликаются термины: «речедвигательная гимнастика», «логоритмическое воспитание», «коррекционная ритмика» [1;3;4;6;8].
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил сформулировать следующие выводы.
Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
Коррекционно-логопедическое воздействие при задержке психического развития носит комплексный и в то же время дифференцированный характер. Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушения речи. В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовывать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность дошкольников с задержкой психического развития, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.
Несмотря на многочисленные исследования и многообразие научно-методических трудов в отечественной специальной литературе в плане преодоления психоречевого недоразвития у дошкольников с задержкой психического развития, вопрос использования логоритмики в качестве развивающего, обучающего, коррекционного средства воздействия в процессе логопедической работы не нашли должного отражения.
Многофункциональные возможности логоритмики делают ее включение в логопедическую работу одним из приоритетных условий успешного обучения и одним из средств преодоления психоречевых нарушений у дошкольников с задержкой психического развития.
Проблема исследования является актуальной для логопедии в теоретических и практических аспектах и требует своего разрешения. Все работы, имеющие прямое или косвенное отношение к проблеме исследования, дают возможность глубже разобраться в ней и наметить пути ее дальнейшей разработки.