Татьяна Новикова
Технология обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста лепке из глины
▼ Скачать + Заказать документы
"Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение - это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает изучающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему "радость достижения" и удовлетворяют его потребность в творчестве. " (с)Масару Ибука.
Публикация «Технология обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста лепке из глины» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Приобщаю детей к лепке из глины с 1.5-2 лет. Лепка из глины полезна для детей, потому что развивает моторику рук, фантазию, пространственное мышление. Работа с глиной помогает выразить свои чувства, снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, страх. Глина помогает приемлемым способом избавится от гнева. Даже самым маленьким детям необходимо выражать свои эмоции. Лепка из глины успокаивает.
Двухлетний малыш усваивает простые приемы лепки из глины :
- сминание-надавливание ручками и пальчиками на кусочек глины;
- отщипывание-отделение от большого куска глины небольших кусочков при помощи большого и указательного пальчиков руки;
- разрывание-отделение больших кусков от общего куска всеми пальчиками.
С помощью этих действий малыши создают элементы (детали, из которых конструируют плоскостные или объемные композиции.
Основные приемы лепки :
- сплющивание (вдавливание)-сжимание куска глины с целью придания ей плоской формы при помощи пальчиков, ладошки на плоской поверхности и между ладонями;
- скатывание-изготовление предмета круглой или овальной формы, формы жгутика одной ладошкой на столе или между ладошкам;
- прищипывание-вытягивание мелких деталей при помощи большого и указательного пальчиков руки;
- оттягивание-вытягивание края кусочка глины до определенной длины и толщины.
В гончарном искусстве существует понятие "форма". Дети способны изучать формы, объемы через глину : шар, жгут,пласт,конус,цилиндр,колокол. Через сказкотерапию знакомлю детей с формами :
"Испекла бабка. колобок (договаривают дети)-форма "шар". Катится колобок,прыгает в ладошках, не падает.
Упал на доску и покатился дальше (ком глины можно раскатывать в ладонях и на доске).
А сейчас бабушка сплющила колобок и получилась. лепешка (блин,оладья - договариваю дети)- форма "пласт,диск".
Если загнуть края лепешки, получится. миска (тарелочка, шляпка гриба) - форма "колокол".
Сейчас раскатаем палочку (форма "жгут").
Если присоединим палочку к миске, то получится. корзиночка (договаривают дети).
Куда пойдем в корзиночкой? (в лес, на полянку, в сад, на огород). Что положим в корзиночку? (ягоды,грибы,цветы,яблоки)."
Знакомя детей с формами "конус", "цилиндр", "пласт", "жгут", можно придумать сказку "Кто что ест" и практически закрепить с детьми нужные формы.
Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельной и разнообразной становится его деятельность по лепке из глины. В раннем и младшем дошкольном возрасте использую совместную лепку. Малыши, начиная лепку, не задумывают тему своей работы. Е. А. Флёрина и Н. П. Сакулина отмечают, что дети 2-3 лет на основе приобретенных знаний, опыта все больше начинают интересоваться тем, что у них получилось. И в работах детей этого возраста можно увидеть сходство с реальными предметами.
Список используемых источников:
1. Григорьева Г. Г. и др. " Кроха:пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет".- М. :Просвещение, 2004.
2. Доман Г. "Гармоничное развитие ребенка".- М. :Аквариум, 1996.
3. Казакова Т. " Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании"// Дошкольное воспитание. -№8, 2005.
4. Янушко Е. "Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года)".- М. :Мозаика-Синтез, 2007.