Гурикова Евгения
Технология конструирования в образовательном процессе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Технология конструирования в образовательном процессе ДОУ
Гурикова Евгения Сергеевна
Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Публикация «Технология конструирования в образовательном процессе в ДОУ» размещена в разделах
Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческой познавательной деятельности - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создание особых условий обучения, в связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.).
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Одним из главных приемов приобщения детей к конструкторской деятельности является совместное с взрослым конструирование, в процессе которого решаются разнообразные воспитательные и образовательные задачи. Конструирование проводится с детьми всех возрастов в доступной игровой форме от простого к сложному.
Актуальность:
Конструирование (от латинского construere - строю, создаю) - творческая деятельность людей, связанная с созданием предметного мира и формированием человеческой культуры.
Конструирование - это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерьера. Сказку и стихотворение, танец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпретировать как гармоничные конструкции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соединяются в целое одним из способов, выработанных культурой. Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок своевременно получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности.
В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др., какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем. Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями.
Цель: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество
Задачи:
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей;
- развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
В своей педагогической деятельности выделяю несколько этапов, освоения детьми, вышеназванной технологии :
• Начальным этапом, важным, на мой взгляд, является работа по образцу, которая предполагает наличие готовой модели (схему, изображение) того, что будет построено. При этом виде конструирования дошкольник анализирует и исследует внешний вид предмета, его пространственное расположение, учится выделять отдельные элементы, которые составляют предмет, изучает последовательность построения. Изначально, на этом этапе я использую натуральный материал, предложенный нам природой (песок, вода, снег, шишки) для строительства горок, мостов, домиков, а затем конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур.
При выполнении построек для облегчения запоминания последовательности действий, я использую игры: «На что это похоже?», «Что изменилось?», «Чего не стало?». Определяю игровую проблемную ситуацию: «Друзьям нужна помощь», «У щенка нет друзей».
Проблемную ситуацию стараюсь создавать таким образом, чтобы ребенок сам захотел построить. При проигрывании и обговаривании постройки, дети учатся строить по образцу и показу, запоминают последовательность действий и применяют свой опыт в самостоятельной игровой деятельности.
Кроме этого на данном этапе я начинаю применять любимую большинством детей технику оригами. Из листов бумаги мы начинаем складывать простые фигурки животных: собак, кошек, пингвинов.
Оригами дает возможность войти детям в другой мир, где ребенок может творить, фантазировать, думать и развивать свою речь.
• На следующем этапе развития я не предлагаю дошкольнику образец постройки, а лишь показываю модели, схемы, шаблоны, трафареты, и моделирование схем действий, учу детей анализировать графическую модель по - детально, а потом прошу, по определенным условиям, создать постройку. Для этого этапа я разработала несколько тем «Домики», «Транспорт», «Горки», «Гаражи», каждая из которых представлена пятью усложняющимися основными конструкциями (образцами) и десятью – тринадцатью их вариантами. Последние были получены в результате решения детьми задач на преобразование образцов с сохранением заданного в них принципа конструирования, задач типа «Построй такой же домик, но высокий». Дети сами вынуждены находить новые для них способы решения – надстраивание и пристраивание без нарушения при этом заданного чередования деталей.
На этом этапе я уделяю большое внимание совместной конструктивной деятельности детей (коллективные постройки, поделки, так как она играет важную роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
• Третий, и весьма сложный этап – конструирование по замыслу. На этой ступени развития у детей уже имеется конструктивный опыт. Теперь им предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирования (образовательные конструкторы : «Лего», «Краски дня», а также конструкторы по робототехнике «Robokids», «Hunarobo»,объемные пазлы, мозайка для конструирования, бумага) и созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности, но здесь – то и заключается сложность для детей:
- во – первых, самостоятельное прочтение чертежей конструкции;
- во – вторых, обдумывание будущей постройки.
Для того, чтобы преодолеть эти трудности, занятие нужно построить таким образом, чтобы дошкольник сам нашел пути выхода из сложившейся ситуации (для реализации замысла дети могут советоваться друг с другом и с воспитателем). Ведь давно известно, ничто не ценится так высоко, как знания, добытые самостоятельно. В такой обстановке у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для успешного вхождения в школьную жизнь.
Анализируя собственный опыт использования технологии конструирования, можно с уверенностью сказать, что использование вышеназванной технологии способствует :
- расширению представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
- развитию мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- развитию внимания, наблюдательности, способности сосредоточиться, памяти, творческого мышления, воображения;
- развитию технических возможностей ребёнка, что в дальнейшем необходимо для общего развития личности.
- получению математических знаний: о счете, форме, пропорции, симметрии, ориентированию в пространстве;
- и, кроме того, учит детей общению друг с другом, уважению не только своего, но и чужого, труда.
Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Важно, что бы эта работа ни заканчивалась в детском саду, а имела продолжение в школе.